Христианские в прозе: как вера вдохновляет на создание шедевров

Христианские в прозе: как вера вдохновляет на создание шедевров

Михаил Иверов, поэт:

Христианские в прозе: как вера вдохновляет на создание шедевров— «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», — в этих пушкинских строках слышится отзвук тех времен, когда между молитвой и стихотворением не было еще особенной разницы. Однако эпоха анонимов прошла, искусство превратилось в самостоятельную епархию, а затем и вовсе отделилось от Церкви (для простоты не станем тут касаться Античности, будем вести отсчет от Средних веков). Не знаю, хорошо это или плохо, но таков ход вещей, и за время своего автономного существования поэзия усвоила себе собственные законы (или эти законы существовали изначально?).

Арсений Тарковский писал: «Жизнь есть сложная категория в силу своего неизбранного изобилия. Познать ее можно только посредством выбора, избрания, гармонизации».

Итак, гармонизация предполагает выбор, поэту же способность к избирательному взгляду дается с рождения. Осознанный религиозный, конфессиональный выбор происходит, как правило, позже, хотя, возможно, и как следствие врожденной избирательности взгляда. Но всё же между этими сторонами личности нет прямой и такой уж очевидной связи. Вот почему изрядное количество превосходных стихотворений в разные времена было написано людьми небезупречными, путаниками и даже еретиками. И параллельно этому мы наблюдаем потоки благочестивой православной графомании (справедливости ради замечу, что неправославная графомания ничуть не отстает от православной). То есть я хочу сказать, что пребывание внутри церковной ограды не дает литератору каких-либо преимуществ, и даже наоборот, нахождение в мистическом пространстве-времени храма быстрее делает очевидной несостоятельность и претенциозность иных писательских потуг. Есть, конечно, несколько редчайших исключений, но они ничего не отменяют.

С точки же зрения человека, главное для которого — попытка следования евангельским заветам, так называемое «творчество», увы, только помеха. Я бы на месте батюшек проводил его по разряду вредных привычек. Воцерковленного поэта хочется уподобить просвещенному крещением шаману, который нет-нет, да и потянется к своему запылившемуся бубну. Кроме того, в занятиях искусством всегда присутствует изрядная доля лицедейства, а мы помним об отношении Церкви к актерам: думаю, с точки зрения святоотеческого Православия здесь ничего не изменилось. И, помимо прочего, редкий поэт в порыве вдохновения отдает себе отчет, из какого именно источника он получает свои видения. Тут уже его можно уподобить монаху, который отважился на аскетический и молитвенный подвиг без опытного наставника. Что еще ждет маленького человека, доброго семьянина и прихожанина на этом пути? Стремление если не к славе, то к известности, чреватое грехом гордыни, ницшевская воля к власти, пусть и символической, дионисийские посиделки с коллегами, постоянные «влюбленности», без которых иные не могут написать и строчки, погружение в пучину страстей… Добавлю еще, что современное интеллектуальное сообщество, в котором и стихотворцы всё еще на почетных местах, едва ли допустит в свои ряды человека, всерьез исповедующего Христа. Теперь сами решайте, так ли уж необходимо вам подаваться в литераторы. Это, однако же, лишь приблизительные соображения. У Бога же нет ничего невозможного. И, кто знает, может быть, встретим мы еще подлинно христианского поэта, которому дано будет увидеть новое небо и новую землю. Ибо дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех (1 Кор. 12 , 4–6).

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Каково духовное значение празднования дня рождения в христианстве

В христианстве день рождения является временем благодарения Богу за дар жизни. Это день, когда верующие вспоминают, что каждый человек создан по образу и подобию Божию, и поэтому жизнь является священным даром. Празднование дня рождения напоминает о цели, которую Бог поставил для каждого человека, и о необходимости жить в соответствии с Его волей. Многие христиане в этот день читают молитвы, посещают церковные службы и размышляют о своем духовном пути.Таким образом, день рождения становится не только поводом для радости и встреч с близкими, но и временем для духовного обновления и приближения к Богу.

Вопрос 2: Какие традиции связаны с празднованием дня рождения в христианстве

В христианстве день рождения часто сопровождается молитвами и благодарением. Многие верующие посещают церковь, где совершают литургию или молебен в честь своего ангела хранителя. Некоторые традиции включают освящение подарков, которые дарят имениннику, а также чтение Писания и пение гимнов. В некоторых семьях принято разламывать просфору или другую освященную пищу, что символизирует участие Бога в жизни человека. Эти традиции подчеркивают духовное значение праздника и напоминают о необходимости благодарить Бога за каждый новый год жизни.

Вопрос 3: Как современные христиане сочетают веру с современными методами празднования дней рождения

Современные христиане находят различные способы сочетать свою веру с современными методами празднования дней рождения. Например, они могут использовать социальные сети дляения своих благодарностей и молитв, а также организовывать праздничные мероприятия, которые включают как духовные, так и светские элементы. Некоторые верующие выбирают отмечать день рождения, совершая добрые дела или помогая нуждающимся, что соответствует учению Христа о милосердии. Также популярностью пользуются тематические праздники, где гости одеваются в одежду, соответствующую христианским ценностям, или обсуждают темы, связанные с верой. Таким образом, современные христиане умело интегрируют свои убеждения в современные формы празднования.

Вопрос 4: Какие молитвы читаются в день рождения по христианской традиции

В день рождения христиане часто читают молитвы благодарения и молитвы о защите и руководстве. Одна из распространенных молитв — это молитва к ангелу хранителю, в которой просят охраны и помощи в течение нового года жизни. Также читается молитва Господу Иисусу Христу, в которой благодарят за дар жизни и просят силы жить по Его заповедям. Некоторые верующие добавляют личные молитвы, в которых делятся своими надеждами и планами на будущее. Эти молитвы помогают имениннику сосредоточиться на духовных аспектах праздника и получить внутреннее мир и утешение.

Вопрос 5: Какие подарки принято дарить на день рождения в христианской традиции

В христианской традиции подарки на день рождения часто выбираются с учетом духовных и моральных ценностей. Многие верующие дарят книги, связанные с верой, такие как Библии, книги молитв или произведения христианских авторов. Также популярны подарки, которые символизируют веру, например, кресты, иконки или церковные предметы. Некоторые выбирают дарить подарки, которые помогут имениннику в его духовном пути, такие как подписка на христианский журнал или посещение церковных мероприятий. Главное, чтобы подарок отражал любовь и заботу, а также напоминал о важности веры в жизни.

Вопрос 6: Как день рождения способствует укреплению семейных связей в христианстве

В христианстве день рождения часто становится временем укрепления семейных связей. Совместное празднование позволяет членам семьи собраться вместе, поделиться радостью и благодарностью. Многие семьи используют этот день для обсуждения семейных ценностей и передачи детейам христианских учений. Также праздник способствует созданию теплой и любящей атмосферы, что важно для духовного роста каждого члена семьи. Таким образом, день рождения становится не только индивидуальным праздником, но и временем для укрепления семейных отношений и общего духовного развития.

Вопрос 7: Какие кулинарные традиции связаны с днем рождения в христианстве

В христианстве день рождения часто сопровождается особыми кулинарными традициями. Во многих семьях принято печь праздничный пирог или торт, который символизирует сладость жизни и радость от дара Божьего. Также популярны блюда, приготовленные из продуктов, освященных в церкви, такие как просфора или другие священные лакомства. В некоторых традициях подают блюда, которые имеют символическое значение, например, рыбу как символ Христа. Пиршество сопровождается молитвами и благодарением, что делает его не только вкусным, но и духовно насыщенным.

Вопрос 8: Почему день рождения важен для христиан

День рождения важен для христиан, потому что он напоминает о даре жизни, который данный Богом. Каждый человек создан по образу и подобию Божию, и день рождения становится временем благодарения за этот дар. Также он напоминает о цели жизни — жить в соответствии с волей Божией и стремиться к духовному росту. Празднование дня рождения помогает верующим осознать свою ответственность перед Богом и окружающими, а также вдохновляет их жить добродетельной и осмысленной жизнью. Таким образом, день рождения является не только поводом для радости, но и временем для духовного размышления и обновления.

Как христианская вера влияет на творчество писателей

Приобщение к христианству - событие огромного значения, определившее пути развития русской культуры. Когда более чем тысячу лет назад, в 988 г. Киевская Русь приняла христианскую веру, она стала органической частью огромного христианского мира, и не только восточного, но и западного, ибо крещение произошло почти за 70 лет до формального разделения церквей (1054). Древняя Русь приобщилась к богатейшей сокровищнице культуры Византии, а через нее к культуре Древнего Рима и Древней Греции, а также к культурам народов Вавилона, Ассирии, Ирана, Иудеи, Сирии и Египте.

Выбор веры - один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе веры эстетический критерий - прежде всего их поразила красота византийского церковного обряда, красота службы, храма, пения. Вот как описано впечатление от посещения византийского храма посланных Владимиром в Царьград десяти славных и умных мужей в первой русской летописи «Повести Временных лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и. не знаем, как рассказать об этом… И не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького…» И эта связь христианской религии и красоты, прочувствованная и воспринятая русским человеком, долго и тщательно сохранялась в отечественной культуре и послужила источником создания многих художественных шедевров.

Какие известные произведения русской прозы содержат христианские мотивы

МАОУ « Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа

«Христианские сюжеты и образы в русской литературе»

10-11 класс

Крицкая Л.И. – учитель русского языка и литературы МСОШ №1

Еремина И.В. – учитель русского языка и литературы МСОШ №1

Христианские сюжеты и образы в русской литературе

Введение

Вся наша культура строится на основе фольклора, античности и Библии.

Библия – это выдающийся памятник. Книга книг, созданная народами.

Библия – это источник сюжетов и образов для искусства. Через всю нашу литературу проходят библейские мотивы. Главным, по мнению христианства, было Слово, и Библия помогает его вернуть. Она помогает видеть человека с гуманитарных позиций. Каждое время требует истин, а значит и обращения к библейским постулатам.

Литература обращается к внутреннему миру человека, его духовности. Главным героем становится человек, живущий по евангельским принципам, человек, главным в жизни которого является работа его духа, свободного от влияния среды.

Христианские идеи являются источником непомрачаемого света, которому служат, чтобы преодолеть с ним хаос в себе и в мире.

С самого начала христианской эры было написано множество книг о Христе, но церковь признала, то есть канонизировала только четыре Евангелия, а остальные – числом до пятидесяти! – занесла либо в список отреченных, либо в список апокрифов, разрешенных не для богослужения, но для обычного христианского чтения. Апокрифы посвящались и Христу, и практически всем людям из его ближайшего окружения. Когда-то эти апокрифы, собранные в Четьи-Минеи и пересказанные, например, Дмитрием Ростовским, были любимым чтением на Руси. «Следовательно, в христианской литературе есть свое Священное море и есть впадающие в него или, скорее, вытекающее из него ручьи и реки».Христианство, неся новое мировоззрение, отличающееся от языческих представлений о происхождении Вселенной, о богах, об истории человеческого рода, заложило основы русской письменной культуры, вызвало появление сословие грамотных.

Какие особенности стиля присущи христианской прозе

В беседах Владимира Стрелова и Анны Годинер слушатель узнает, как дать ответ христианину на любые вопросы, вызванные любой книгой для детей и подростков; узнает как научиться видеть в произведениях, входящих в детское чтение, христианский контекст, отзвуки Слова Божьего. За две тысячи лет существования христианства Евангельское слово оставило неизгладимый след в культуре, в том числе и в детской литературе. Книга помогает ребенку вместе с героями переживать ситуации нравственного выбора и тем самым прочно усваивать наставления в вере, исподволь приучает не бояться трудностей, сопутствующих жизни по Евангелию.

Два лекционных курса Михаила Бударагина : о связи религии русской литературой XIX и XX веков.

В своем цикле литературных бесед для радио «София» о. Георгий Чистяков рассказывает о Данте, Эразме Роттердамском, Гоголе, Афанасии Фете, Германе Гессе, Иване Бунине, Льве Копелеве и Булате Окуджаве, Некрасове, Алексее Жемчужникове, Тургеневе, Андрее Белом, Герцене, Толстом и пр. и пр.

История русской литературы освещена в курсе Александра Ужанкова с ее зарождения до начала XIX века. Все главные тексты этого периода разобраны Ужанковым: Слово о Законе и Благодати, Моление Даниила Заточника, Слово о полку Игореве, Житие Бориса и Глеба, Повесть временных лет, Задонщина, Житие Сергия Радонежского, Домострой, творчество протопопа Аввакума, Ломоносов, Сумароков, Карамзин, Пушкин и многие другие тексты и авторы.

Лекции Дмитрия Быкова* о литературе стали ярким событием современной русской культуры. Интересные, живые, поражающие эрудицией и глубиной мысли, эти лекции важны нам еще и по следующей причине. Христианство — сквозная тема быковских* лекций, и, что важней, сам их тон, само настроение носят подлинно христианский характер, в чем убедится всякий, кто позволит себе удовольствие их послушать. Конечно, Быков* не «пропагандирует» веру. Вряд ли он вообще как-то специально думает о христианстве, когда читает свои лекции — дело в другом. Не вдаваясь в подробности его отношения к христианству, укажем просто на тот очевидный факт, что трудно заниматься русской литературой и пройти мимо Евангелия.

Наталья Трауберг — одна из самых «христианских» и глубоких интеллектуалов советской и постсоветской России. Предлагаем её замечательную радиопрограмму «Окно в Европу» и собрание текстов .

Замечательный цикл «Библейский сюжет» наверное представлять не надо. В нём авторы циклы само собой разумеется много говорят о литературе.

Вwie современные авторы интерпретируют христианские темы в своих работах

В течение многих веков Православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры.

Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы.

Величайший русский поэт А.С. Пушкин в своих произведениях многократно обращался к религиозной теме.

Свой духовный путь Пушкин прошел от чистой веры через юношеское безверие к осмысленной религиозности зрелого периода. Пройдя этот путь, Пушкин занял место не только в истории русской и мировой литературы, но и в истории Православия.

Его сказки пронизаны народной мудростью, воспитывают в людях нравственную чистоту, а его прозаическую повесть «Капитанская дочка» называют «самым христианским произведением в мировой литературе».

В основе произведения лежит христианский подход к человеку и ко всем происходящим событиям. Здесь, как в семени, заложены те ценности, которые позже расцветут и размножатся в русской литературе, составят ее духовно-нравственный идеал: жалость, сострадание, участие в человеческой судьбе, отказ от осуждения человеческой личности, тихая, ненавязчивая красота добродетели. Вспомним Петю Гринева, воспитанный в христианских традициях, он даже у слуги Савельича просит прощение, потому что обидел его незаслуженно. Полюбив Машу, он просит благословения у своих родителей, а не получив его, против воли родителей не идет, он, никого не предавая, ни перед кем не заискивая, только через правду и чувства справедливости вызывает уважение у Пугачева. Пушкинская проза пронизана нравственным вдохновением.

Другой великий поэт России М.Ю. Лермонтов был православным христианином, и в его стихах неоднократно возникают религиозные темы.

Лермонтов хорошо знал Священное Писание: некоторые его стихотворения являются переработкой библейских сюжетов, многие эпиграфы взяты из Библии. Как и для Пушкина, для Лермонтова характерно религиозное восприятие красоты, в особенности красоты природы, в которой он чувствует присутствие Божие:

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Поэт Константин Бальмонт молитву называет мостом в общении между человеком и Создателем.

Между временем и вечностью,
Как над брызнувшей водой,
К нам заброшен бесконечностью
Мост воздушно-золотой, –
Разноцветностью играющей,
Видный только для того,
Кто душою ожидающий
Любит Бога своего…

Не только поэты, но и писатели посвящали свои произведения православной теме.

Бессмертна и проза Н.В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Старосветские помещики», «Майская ночь или утопленница», знаменитый «Вий»… Эти произведения вызывают у читателей волну эмоций. Картины народной жизни настолько ярки, что запоминаются навсегда.

Обращение нынешних писателей к библейской символике, к текстам Священного Писания помогают понять и современные события, происходящие в нашей стране.

Книга Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» поднимает одну из актуальных проблем современности: возрождение русского духовного начала. Именно сейчас, когда люди пытаются восстановить утраченные духовные ценности, вернуться к славному прошлому русского народа, сейчас, на переломе двух веков, книга приобретает небывалую значимость. Она помогает ощутить духовную близость со своими предками, прикоснуться к истокам веры, воспитать чувство любви к родной земле. Смысл жизни, по Шмелеву, заключается, прежде всего, в служении родной земле, в поддержании ее традиций, обрядов, верований, в поклонении ее святыням.

В произведении удивительным образом переплетаются два мира, два восприятия: материальное и духовно-религиозное, при этом они настолько срастаются и сплетаются, что одно немыслимо без другого. Восприятие и познание земного и небесного дается через призму детской, искренней и чистой, души. В центре книги – ребенок и его восприятие мира вокруг. Звуки, запахи, вкусы, рассказы окружающих – все имеет значение для восприимчивой, открытой детской психики. Мир, увиденный глазами ребенка, предстает перед читателями книги. А это: православная Русь конца XIX века, центром которой явилась златоглавая Москва. Шмелев много сделал для того, чтобы вернуть России память о себе, память о давно забытых обычных и обрядах, о неисчерпаемых богатствах русского языка, о святой Руси.

А в наши дни – Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Борис Можаев, Владимир Крупин продолжают христианские традиции прошлого.

Может ли совершиться обновление лика нашего Отечества без обращения к вечным христианским нравственным корням? «НЕТ!» – отвечают на этот вопрос все, кто от днепровской купели и до сего дня был подлинным выразителем русской культуры, все, кто верит в новое возрождение России.

Какие основные темы чаще всего поднимаются в христианской прозе

Издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» предлагает вашему вниманию подборку ярких летних книг – новых и уже знакомых, смешных и грустных, с острым сюжетом и тех, что заставляют заглянуть в себя.

Итак, книг, за чтением которых стоит провести это лето:

«Икона». Джорджия Бриггс

    

Православная антиутопия. Необычная книга – читается как остросюжетная повесть, а влияние оказывает как книга духовная.

Двенадцатилетняя американская школьница Ефросинья Мэфьюз, православная по вероисповеданию, становится свидетелем и участником страшных событий, когда христианство истребляется в прямом смысле «огнем и мечом». И официальный предлог, оправдывающий эти деяния, «нетолерантность» Церкви.

Как много каждый читатель найдет в образе этой девочки своих собственных черт! Ведь кто из нас не сомневался, не боялся, не боролся со своими грехами? Но самым важным в результате остается в жизни только один вопрос: кого мы выберем, с кем останемся – с Богом или с князем мира сего?

«Несвятые Святые». Митрополит Тихон (Шевкунов)

Какие произведения считаются классикой христианской прозы. 10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето     

Наверное, уже читали? Предлагаем перечитать этим летом любимую книгу, и вновь отправиться в путешествие по страницам удивительных рассказов вместе с митрополитом Тихоном. И вновь пережить те незабываемые эмоции.

А если вы вдруг не успели прочитать, то прямо сейчас заказывайте «Несвятые святые». И это будет одно из самых ярких впечатлений этого лета.

«Орто.docx. Записки непрозорливого священника». Протоиерей Сергий Адодин.

Какие произведения считаются классикой христианской прозы. 10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето     

Остроумная, полемическая, задевающая за живое – всё это о книге протоиерея Сергия Адодина.

Статьи автора вот уже несколько лет выходят на портале Православие.ru и неизменно привлекают внимание читателей – оригинальным юмором и актуальными темами.

Здесь есть над чем посмеяться от души, а есть над чем подумать со всей серьезностью. Автор находит примеры из жизни и, отталкиваясь от них, разматывает клубок современных проблем. Он заставляет нас посмотреть на себя чуть-чуть со стороны. Чаще – трагикомическими парадоксами.

«Земляничные луга». Протоиерей Алексий Лисняк.

Какие произведения считаются классикой христианской прозы. 10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето     

Настоящая летняя книга, после которой так тепло и хорошо на душе. Простая, с непридуманными историями обычных деревенских жителей.

После прочтения сборника хочется жить, верить и надеяться. Рассказы дают человеку надежду и веру в то, что не все еще потеряно. Когда веришь, жить легче. Вот эту-то веру — веру в Бога и внушает проза отца Алексия Лисняка.

«Каюсь, что я не ангел». Протоиерей Андрей Ткачев

Какие произведения считаются классикой христианской прозы. 10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето     

Как выжить православному христианину в мире, где он окружен агрессивной средой безбожия? Эта книга - практическое указание по преодолению специфических соблазнов нашего времени, когда грех принимается за норму, а безгрешие – за странность и опасную болезнь.

«Радовать и радоваться» Практические советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Какие произведения считаются классикой христианской прозы. 10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето     

Это сборник необычных текстов. В те годы, когда достать духовные книги в России было почти невозможно, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) раздавал эти машинописные листочки своим духовным детям в утешение и ободрение.

Несмотря на то, что отец Иоанн не всегда являлся автором этих размышлений и наставлений, они, несомненно, - неотъемлемая часть его духовного опыта.

Таких листочков самого разного содержания было много. В этой книге собраны именно те советы, которые помогают жить без уныния и печали.

«Юродивый». Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

Какие произведения считаются классикой христианской прозы. 10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето     

«Многим знакомо, как непросто найти в жизни человека, которому захочется открыть свою душу…» Именно с этой строки начинается книга о старце Гаврииле Ургебадзе. ⠀⠀

Эта книга станет созвучной духовной потребности каждого из нас найти опытного наставника, способного оживить для нас смысл Христовых заповедей. Проповеди и наставления архимандрита Гавриила актуальны сейчас как никогда.

Слова его любящего сердца способны прикоснуться к душе каждого человека.

«Преподобный старец Симеон»

Какие произведения считаются классикой христианской прозы. 10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето     

Преподобный Симеон (Желнин) — один из самых почитаемых Псково-Печерских старцев ХХ века. Истинный подвижник, он по благодати Божией стяжал дар чудотворения и рассуждения. Бесценные советы старца, удивительные истории из его жизни, воспоминания современников, получивших помощь по молитвам святого, собраны теперь вместе в новой книге, посвященной преподобному Симеону.

«У пещер «Богом зданных». Диакон Георгий Малков и Петр Малков

Какие произведения считаются классикой христианской прозы. 10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето     

Наставления Псково-Печерских старцев, удивительные воспоминания их духовных чад, истинные чудеса нашего времени и сокрытые от людского взора духовные битвы — об этом Вы прочитаете в книге «У пещер «Богом зданных».

Жизнеописания как уже прославленных Церковью святых, так и менее известных подвижников благочестия—есть живая школа православной мудрости и веры. И в наше время святые являют нам яркие, живые образы «Божиих людей», которые и теперь ходатайствуют за нас пред престолом Божиим, «ибо у Него все живы».

Какие произведения считаются классикой христианской прозы

После завершения проекта учащиеся смогут: представлять свои результаты в виде презентации по интересующей теме, буклета, работать в группе, принимать на себя разные роли и обязанности, научатся выявлять, анализировать и решать проблемы, воспринимать литературу современного периода и русскую классическую литературу как эстетическое целое, соединят исследования литературоведческих аспектов произведений и поиск нравственных, общечеловеческих ценностей, которые провозглашает своим творчеством писатель, продолжат совершенствование навыков литературоведческого анализа произведений, объединенных в данный проект.

Основополагающий вопросКакие же ценности русская классическая литература считала и естественными, и вечными?
Проблемные вопросы учебной темы1. Традиции русской классической литературы и ее духовная суть.
2. Отражение русского национального характера в деревенской прозе.
3. Деревенская проза: традиции и открытия В. Белова "Плотницкие рассказы". В. Распутин "Прощание с Матёрой" ("Пожар", "Последний срок"). В. Астафьев "Царь-рыба".
4. Портрет, пейзаж и художественная деталь как средство раскрытия духовного мира героев.
5. Старое и молодое поколение россиян глазами В. Распутина.
6. Городская проза как осмысление судьбы человека в современном мире. Ю. Трифонов "Обмен", "Другая жизнь".
7. Человек на войне глазами писателей XIX и XX веков.
8. "Я знаю, никакой моей вины…" Военная проза и христианские заповеди.
9. Постмодернизм: обретение или потери? Художественный и духовный мир "другой прозы". Л. Петрушевская, Т. Толстая, Вен. Ерофеев, В. Пьецух и др.

Вwie христианские ценности отражаются в современной литературе

кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой трубе, и прямо в трубу» .

Любопытны для читателя и описания народных украинских костюмов, в которые Гоголь «одевает» своих героев, они создают особый мир, экзотичный для русского человека: «Если бы она (Оксана) ходила не в плахте и запаске, а в каком- нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок» .

Выражением малороссийской культуры является и язык, с помощью которого во многом формируется самобытность произведения.

В «Вечерах» Гоголя активно используются украинизмы (разновидность экзотизмов), которые придают повестям цикла не только реалистическую достоверность, но и народный малоросский характер.

Приведем примеры украинизмов, разграничив их по категориям:

1. Названия предметов быта: кухоль, домовина, макитра;

2. Названия видов одежды: очипок, плахта, свитка, стрички;

3. Слова, называющие продукты питания и напитки: пампушки, путря, цибуля;

4. Наименования должностей, званий, профессий, рода занятий: пасичник, чумаки;

5. Сооружения: поветка, комора, ятка, хата;

6. Слова-обращения: хлопец, дивичина;

Некоторые собственные имена, создающие местный национальный колорит: Солопий, Голопупенко, Левко, Пацюк, Шпонька.

Атмосферу «народности» создают и многочисленные пословицы, устойчивые выражения: «Из одного гнезда обе птицы», «Хоть тресни, ни зерна, не спустишь», «Пьян как сапожник» и др.

В заключение отметим, что романтическая экзотика в малоросских произведениях Н.В. Гоголя создается благодаря тому, что автор щедро раскрывает тему ярмарки, карнавала, использует фольклорные элементы (песни, пословицы). Большой вклад в содержание украинской экзотики вносят бытоописания, картины костюмов героев, их лексика. Все эти элементы способствуют появлению в повестях невозможного и сверхъестественного и погружают нас в загадочный и яркий мир Малороссии 30-х гг. XIX века.

Список литературы

1. Гоголь Н. Повести.Мертвые души.- М.: Эксмо, 2009.-768с.2

2. Н. В. Гоголь: Pro et contra. - М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2009. - 1040 с.

3. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. -М.: Советский писатель, 1987. - 320 с.

4. Семенко И.М. Поэты Пушкинской поры. - М.: Издательство «Художественная литература», 1970. -294с.

ХРИСТИАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Парецкая Марина Эдуардовна

старший преподаватель, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается влияние христианства на русскую классическую литературу. Подчёркивается невозможность анализа художественной классики без опоры на православие, поскольку отечественная литература в своём магистральном движении является развитием единого христианского текста. Говорится о новом литературоведческом направлении в изучении русской классики на современном этапе. В качестве иллюстрации приводится анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Благодарность».

ABSTRACT

The article deals with the influence of Christianity on Russian classical literature. Emphasizes the impossibility of analyzing artistic classics without the support of Orthodoxy, as the domestic literature in his trunk movement is the development of a unified Christian text. Speaking about the new direction in the study of the literary Russian classics at the present stage. As an illustration, an analysis of the poem MY Lermontov «Blagodarnost».

Ключевые слова: христианская основа русской классики; православие и русская литература; «религиозная филология»; М.Ю. Лермонтов; «Благодарность».

Keywords: Christian foundations of Russian classics; Orthodoxy and Russian literature; «Religious philology»; MY Lermontov; «Blagodarnost».

Русская художественная классика была сформирована и получила своё развитие на основе трёх традиций. Первая из них - фольклор, который отразил особенности языческого мировосприятия Древней Руси, вторая - западноевропейская культура, повлиявшая на развитие русской общественной жизни после реформ Петра I, третья -христианство, воспринятое Русью от Византии . Причём

христианство, а точнее, его восточная ветвь - православие, стало для формирования русской словесности основополагающим, поскольку именно конфессиональное, а не национальное начало является определяющим фактором своеобразия русской ментальности и общественной жизни, а классическое искусство слова вырастает почти исключительно на моноконфессиональной основе.

Достаточно вспомнить, что в основании всей славянской культуры, в том числе и русской, лежит творчество святых Кирилла и Мефодия, создавших старославянскую письменность для перевода Евангелия. Несомненно, что и сегодня не представляется возможным осмысление огромного пласта русской культуры - русской классической литературы без знания основ христианства, без знакомства с Библией и святоотеческой литературой.