Как психологическое благополучие влияет на качество жизни: тест и анализ

Как психологическое благополучие влияет на качество жизни: тест и анализ

Под «психологическим благополучием», в отличие от психического здоровья, подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия. Данное понятие относится к категории понятий экзистенциально-гуманистической психологии.

Данное понятие начало своё распространение с 60-ых годов прошлого века. Данной проблематике посвящены работы Н.М. Брадбурна, Э. Динера, К. Рифф, Б.С. Братуся, И.В. Дубовиной и других. Однако проблема психологического благополучия личности по-прежнему остается одной из мало изученных как в зарубежной, так и отечественной психологии. Не сформулировано единое общепризнанное определение понятия «психологическое благополучие». Анализируя существующие подходы к определению психологического благополучия, можно сделать вывод, что данное понятие характеризует область переживаний и состояний, свойственных здоровой личности. Не случайно понятие благополучия взято Всемирной организацией здравоохранения в качестве основного для определения здоровья. В нем здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия. Среди всего разнообразия подходов к пониманию психологического благополучия как зарубежными, так и отечественными психологами выделяются два основных - гедонистический (от греч. hedone — «наслаждение») и эвдемонистический (от греч. eudaimonia - «счастье, блаженство»).

Связанные вопросы и ответы:

1. Что такое психологическое благополучие

Психологическое благополучие - это состояние психики человека, при котором он чувствует гармонию с собой и миром, испытывает радость, удовлетворение и чувство счастья. Это психологическое состояние позволяет человеку эффективно справляться с жизненными вызовами, обладать высокой самооценкой и уверенностью в себе.

2. Какие факторы влияют на психологическое благополучие

На психологическое благополучие влияют множество факторов, включая качество межличностных отношений, уровень самооценки, способность к саморефлексии, удовлетворенность своей жизнью, наличие целей и мотивации, а также способность к справлению с стрессом и умение контролировать свои эмоции.

3. Как можно улучшить свое психологическое благополучие

Для улучшения психологического благополучия полезно заниматься спортом, питаться правильно, регулярно отдыхать и спать, общаться с близкими людьми, заниматься любимым делом, развивать свои навыки и умения, учиться новому, практиковать медитацию и другие методики релаксации.

4. Чем отличается психологическое благополучие от психического здоровья

Психологическое благополучие - это позитивное состояние психики, когда человек чувствует счастье, радость и гармонию с собой и миром, в то время как психическое здоровье - это более общее понятие, означающее отсутствие психических расстройств и заболеваний.

5. Как влияет стресс на психологическое благополучие

Постоянный стресс может негативно сказываться на психологическом благополучии, вызывая чувство тревоги, усталости, раздражительности, плохого настроения и потери радости от жизни. Поэтому важно научиться справляться со стрессом, используя методы релаксации, медитации, психологическую поддержку и занимаясь саморазвитием.

6. Какие методики помогают оценить уровень психологического благополучия

Для оценки уровня психологического благополучия часто используются различные психологические тесты и опросники, которые позволяют оценить такие аспекты, как уровень самооценки, удовлетворенность жизнью, способность к справлению со стрессом, качество межличностных отношений и другие компоненты психологического благополучия.

Как часто вы чувствуете себя удовлетворенным своей жизнью

В различных статьях и исследованиях, касающихся проблем психотерапии, центрированной на клиенте, принятие себя выделялось как одно из направлений и результатов психотерапии. Нами был доказан тот факт, что в случае успешной психотерапии отрицательное отношение к себе ослабляется, а положительное увеличивается. Мы измеряли постепенное увеличение принятия себя и выявили увеличение коррелированного с ним принятия других. Однако, изучая это утверждение и сравнивая его с данными наших последних клиентов, я чувствую, что оно не совсем верно. Клиент не только принимает себя (под этой фразой может подразумеваться и недовольное, неохотное принятие чего-то неизбежного), но и начинает нравиться себе. Это не самовлюбленность в сочетании с бахвальством и не самолюбование с претензией, это довольно-таки спокойное самоудовлетворение от того, что ты – это ты.

Это качество очень явно проявляется у миссис Оук в тридцать третьей беседе. Не знаменательно ли, что эта беседа проходила через десять дней после того, как она впервые призналась себе, что терапевт хорошо к ней относится? Какими бы ни были наши рассуждения по этому поводу, отрывок очень ясно показывает эту тихую радость ощущения себя собою, а также неясное смущение, которое, как считается в нашей культуре, непременно должно сопутствовать этой радости. В последние минуты интервью, зная, что ее время истекает, она говорит:

"Меня беспокоит одна вещь… и я поражаюсь, потому что я всегда могу возвратиться к этому… чувству, от которого не могу избавиться. Это чувство удовлетворения собой. И также – Q-тест22. Однажды я вышла отсюда и импульсивно взяла первой карточку "Я – привлекательный человек". Вдумавшись в написанное, я пришла в ужас, но не положила ее обратно. Я хочу сказать, я именно так и чувствовала… это беспокоило меня, поэтому я сейчас и вспомнила этот случай. Я не могу сказать, что это было неприятное чувство, ничего высокомерного, но только… я не знаю, как бы приятное. Симпатичное чувство. И это меня беспокоило. И однако… я сомневаюсь… Я редко помню то, что я здесь говорю, я хочу сказать, что сейчас я в недоумении, почему я была убеждена, что испытывала именно это. Мне кажется, мои чувства были сродни тем, которые я испытываю, когда слышу, что ребенку говорят: "Не плачь". Я всегда чувствовала, что это несправедливо. Я имею в виду, что если ему больно, – пусть плачет. Ну, а сейчас мне приятно… Недавно я стала чувствовать, это… что-то в этом есть почти похожее. Я хочу сказать… это… мы же не возражаем, когда дети довольны собой. Я хочу сказать, что в этом нет ничего тщеславного. Может быть, именно так люди и должны себя чувствовать".

Ваше отношение к себе: положительное, нейтральное или отрицательное

Стресс — это психологическая реакция человека на переживание своих проблем, а иногда и на перемены в жизни, к которым нужно приспособиться (например, развод или смена работы), объясняет «Ленте.ру» психолог, гештальт-терапевт Елена Масолова . При этом стресс может быть вызван любой внутренней реакцией — и позитивной, и негативной.

В большинстве случаев человек может сам справиться со своими чувствами и «переварить» все, что с ним происходит. Но иногда переживание своих эмоций дается нелегко: напряженное состояние, которое человек испытывает каждый день, переходит в тревогу и страх, а это влияет и на здоровье, и на повседневную жизнь.

Изначально стресс был для человека способом защиты: он помогал быстро собрать ресурсы организма в реакциях типа «напади или беги», оставшихся с древних времен

Александр Лаврищев врач-терапевт, ведущий специалист сети клиник «Семейная»

По словам врача, основную роль в этом состоянии играют гормоны надпочечников. В стрессовой ситуации они запускают процессы почти во всех системах организма: повышают давление и уровень глюкозы в крови, усиливают работу сердца, снижают активность органов пищеварения, поскольку все это нужно для того, чтобы «напасть» либо «сбежать».

Как вы справляетесь с стрессом и трудностями. Что такое стресс?

Фото: Mariia Korneeva / Shutterstock / Fotodom

Концепцию стресса еще в 30-40-е годы прошлого века разработал канадский физиолог Ганс Селье — а в данный момент это состояние считается важным фактором большинства заболеваний всех систем организма, рассказывает Александр Лаврищев.

Как вы справляетесь с стрессом и трудностями

Мы должны научиться мыслить системно.
Дитрих Дернер, «Логика неудачи»

Как найти выход из ситуации, которая на первый взгляд представляется совершенно безвыходной? Иногда кажется, что все усилия, направленные на воспитание детей, напрасны, проблемы множатся и все они такие разные.

Универсального средства для решения многообразных проблем не существует! Не бывает правил, пригодных для любого случая, или волшебной палочки, с помощью которой можно было бы справиться с любой возникшей ситуацией. В сложной ситуации главное – верно ее понять. Осознание проблемы нередко оказывается очень нелегким делом, требующим от человека множества интеллектуальных и психологических усилий, готовности «бороться и искать, найти и не сдаваться» (эта строка из стихотворения Альфреда Теннисона «Улисс» была выбита на памятнике английскому полярному исследователю Роберту Скотту и использована В. Кавериным в романе «Два капитана» как девиз героя).

Дело в том, что в такой сложной системе, какой является человек, все взаимосвязано. Воздействие на один из компонентов системы активно влияет на остальные, а потому, сколь велико бы ни было разнообразие проблем, решать их необходимо одновременно, а не последовательно, то есть – мыслить системно.

Что же именно следует учитывать для понимания ситуации и системного решения проблем? В первую очередь, необходимо знать, когда следует обращаться за помощью.


Известно, что в результате обучения не только приобретается некая сумма знаний, но и улучшаются внимание, память, скорость реакций, способность к обобщению. Наиболее очевидно это проявляется у маленьких детей, чья восприимчивость к обучению просто феноменальна. Достаточно сравнить познания новорожденного и ребенка, прожившего всего лишь год. Именно в силу такой восприимчивости детей к обучению крайне важно не упустить время, так как с возрастом нервная система утрачивает столь высокую пластичность. Физиологи называют период наибольшей восприимчивости сензитивным. Это время, когда обучающее воздействие оптимально.


Период наибольшей чувствительности нервной системы максимально благоприятен для привития ряда навыков. Это время физиологи определяют словами «можно и в иное время, но лучше теперь». Из этой фразы следует, что наверстать упущенное возможно, хотя с немалыми трудностями. Скажем, ни для кого не секрет, что иностранные языки дети усваивают, как правило, легче, чем взрослые.

Помимо сензитивного ученые выделяют период критический . Это время, которое можно обозначить словами «теперь или никогда». То, что не усвоено ребенком в критический период, позже им воспринято уже не будет. Как известно, дети, попавшие в лес и выросшие в волчьей стае, ведут себя как волки, и этот процесс необратим. Это так называемый синдром Маугли. Детей, выросших вне человеческого общества, так и не смогли научить говорить, а привить им необходимые жизненные навыки оказалось чрезвычайно трудно. В итоге дети-«маугли», возвращенные из животного мира в человеческую среду обитания, гибли, не сумев к ней приспособиться.


Наиболее известен случай с ребенком, которого нашли в лесу на юге Франции в начале XIX века. Французский ученый, врач Итар, взял его в Париж и в течение длительного времени пытался научить ребенка говорить и привить ему навыки поведения человека. Но это оказалось невозможным, так как раннее детство ребенка прошло вне человеческого общества.


В наши дни мы чаще сталкиваемся с тем, что родители упускают благоприятный, сензитивный период в развитии той или иной психической функции (внимание, память, мышление и т. д.) у ребенка, и возникает так называемая педагогическая запущенность , когда для нормализации психического развития ребенка необходимо вмешательство специалистов.

Когда следует обратиться за помощью? Главное здесь – не упустить время. Если у вас возникли подозрения в том, что у ребенка существуют проблемы в развитии, скорее всего, ваша тревога обоснована – приступить к решению проблемы нужно было еще вчера!

Напутствие родителям

Если вы отметите у ребенка несоответствие развития возрастным нормативам, сделайте все зависящие от вас, чтобы ситуация не стала необратимой. Не отнимайте у своего ребенка шанс дальнейшего нормального развития!

Не менее важным условием нормального развития ребенка является окружение, в котором он растет, его микро- и макросоциум: семья, информационное поле, социальные условия, а также тот «внешний мир», с которым соприкасается ребенок.

Что в первую очередь необходимо для полноценного развития каждого ребенка? Это нахождение в атмосфере тепла и заботы, а также проявление уважения к его личности (или педагогика сотрудничества).

Как часто вы чувствуете себя уставшим и истощенным

Мы живем. Растем. Учимся. Мечтаем. Устраиваемся на работу. Женимся. Заводим детей. Все идет, как положено. Но следуем ли мы за нашими мечтами? Думаю, что очень мало людей это делают.

Чаще всего исполнение мечты откладывается на потом. А потом, при определенных обстоятельствах, некоторые счастливцы все-таки исполняют свои мечты. Но их меньшинство. Большинству людей просто некогда думать о мечтах. Всегда обстоятельства виноваты. То времени нет, до денег, то уже возраст не тот.

Так вот. Никогда не поздно. Возраст мечтам не помеха. Отсутствие денег не помешает. Было бы желание!

Вот несколько ответов на вопрос: «Почему нужно следовать за мечтами?»

1. Вы преодолеете свои страхи.

Смотрите своим страхам в лицо. Преодолейте их. Вы увидите, что у вас получится.

Для примера. Хотите путешествовать? Путешествуйте. Увидьте весь мир. Приобретите новых друзей. Расширьте кругозор. Вы испытаете чувства, о которых даже мечтать не смели.

Нет денег? Есть бюджетные возможности.

Мешают заботы о семье? Возьмите с собой семью.

Возраст не позволяет? Неправда. Возраст всегда позволяет. Когда вы исполните мечту и начнете путешествовать, вы увидите, как много престарелых людей разделяют вашу страсть и путешествуют. Даже прикованные к инвалидному креслу путешествуют.

Если есть желание и мечта — не останавливайтесь ни перед чем. Преодолевайте страхи и трудности.

2. Жизнь становится интересней. Появляется смысл жизни.

Живите своими целями и мечтами. Когда есть мечта, цель, появляется смысл жизни. Жизнь становится более яркой. Расцвечивается новыми красками. Делая маленькие шажки в сторону исполнения мечты, становится жить все интересней.

Исполнение мечты — это процесс. Это увлекательная, жгуче интересная дорога. Сама дорога развивает, обогащает, дает силы, делает счастливым.

3. Достижение мечты открывает способности и таланты.

Когда вы следуете за своими мечтами, вы учитесь. В процессе обнаруживаются ваши лучшие качества. Вы можете обнаружить у себя способности, о которых не подозревали. Вы сможете заработать столько денег, сколько нужно для исполнения мечты и даже больше. Для этого нужна одержимость целью. Вас должно сильно мотивировать то, что вы делаете.

4. Вы живете по собственным правилам.

Вас могут отговаривать от дороги, по которой вы придете к своей мечте. Пугать. Судить ваши действия. Не слушайте никого. Создайте свои собственные правила и следуйте им. Поблагодарите своих недоброжелателей мысленно. Они делают вас сильнее.

5. Вы станете счастливым.

Когда вы знаете, что вас ждет исполнение мечты, вы живете в радость. Вам нравится все, что вы делаете. Вам нравится ваша работа. Вам нравится ваша жизнь. Вы чаще улыбаетесь. А люди к вам тянутся. Потому что каждый хочет быть рядом с человеком, который живет «в кайф».

У счастливого человека будут учиться. Счастье — это заразная болезнь. Вы сделаете счастливее других.

Жизнь непременно становится лучше, когда есть мечты и вы следуете за ними.