Шкалы психологического благополучия: что они и как они используются
Шкалы психологического благополучия: что они и как они используются
Цель. Перевод, адаптация и психометрическая проверка русскоязычной версии опросника благополучия PERMA-Profiler (Дж. Батлер, М. Керн, 2016).Контекст и актуальность. Тема счастья и благополучия в последние годы становится популярной как в академической среде, так и в бизнес-сообществе. Ключевой задачей в вопросах содействия благополучию человека является необходимость разработки надежных измерительных инструментов его оценки.Дизайн исследования. Перевод, адаптация и психометрическая проверка русскоязычной версии опросника благополучия PERMA-Profiler проводились в несколько этапов. На первом этапе осуществлялась процедура перевода оригинального текста методики PERMA-Profiler на русский язык. На втором этапе проводилась оценка структурной и конвергентной валидности, надежности по внутренней согласованности пунктов опросника. Основная задача третьего этапа исследования заключалась в проверке ретестовой надежности опросника.Участники. Общий объем выборки составил 6229 человек (от 18 до 62 лет), проживающих на территории Российской Федерации.Методы (инструменты). В исследовании использовались опросники «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, «Самочувствие, активность, настроение», Шкала субъективного ощущения одиночества Д. Расселла, Л. Пепло, М. Фергюсона, Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера. Для обработки и анализа данных использовались корреляционный анализ, конфирматорный факторный анализ, анализ шкал по внутренней согласованности и методом половинного расщепления.Результаты. Изучаемый русскоязычный инструмент продемонстрировал теоретически ожидаемую структуру, высокую надежность показателей методики PERMA-Profiler и ее валидность.Выводы. PERMA-Profiler может быть использован для социологических, психологических и междисциплинарных исследований психологического благополучия личности.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое шкалы психологического благополучия
Шкалы психологического благополучия (Psychological Well-being Scales, PWB) - это набор инструментов для измерения уровня психологического благополучия человека. Они были разработаны для оценки различных аспектов благополучия, таких как самоактуализация, самопринятие, отношения с другими людьми, способность переносить трудности и удовлетворенность жизнью.
Вопрос 2: Какие аспекты психологического благополучия измеряются с помощью шкал
Шкалы психологического благополучия измеряют пять основных аспектов благополучия: самоактуализацию, самопринятие, отношения с другими людьми, способность переносить трудности и удовлетворенность жизнью. Каждый аспект измеряется с помощью отдельной шкалы, которая включает в себя набор вопросов, на которые респондент должен ответить.
Вопрос 3: Как используются шкалы психологического благополучия
Шкалы психологического благополучия используются в различных областях, таких как психология, медицинская помощь, социальная работа и исследования. Они могут быть использованы для оценки уровня психологического благополучия отдельных лиц, групп или населения в целом. Также они могут быть использованы для мониторинга изменений в благополучии человека или группы в течение времени.
Вопрос 4: Как оценивается уровень психологического благополучия с помощью шкал
Уровень психологического благополучия оценивается путем прохождения респондентом набора вопросов, каждый из которых оценивает определенный аспект благополучия. Респондент должен выбрать один из вариантов ответа на каждый вопрос, который лучше всего отражает его опыт. После того, как все вопросы будут отвечены, результаты оцениваются и интерпретируются специалистом.
Вопрос 5: Как интерпретируются результаты шкал психологического благополучия
Результаты шкал психологического благополучия интерпретируются специалистом, который анализирует ответы респондента на каждый вопрос и оценивает уровень благополучия в каждом из пяти аспектов. Интерпретация результатов может помочь специалисту понять, какие области жизни респондента нуждаются в улучшении, и разработать соответствующие рекомендации.
Вопрос 6: Как часто следует проводить тестирование с помощью шкал психологического благополучия
Частота тестирования с помощью шкал психологического благополучия зависит от целей исследования или лечения. В исследовательских целях тестирование может проводиться один раз или в течение определенного периода времени для мониторинга изменений. В клинической практике тестирование может проводиться периодически для оценки эффективности лечения или прогресса респондента.
Вопрос 7: Могут ли шкалы психологического благополучия быть использованы для диагностики психических расстройств
Шкалы психологического благополучия не предназначены для диагностики психических расстройств. Они предназначены для измерения уровня психологического благополучия и не могут заменить диагностику, проводимую квалифицированным специалистом.
Вопрос 8: Какие ограничения есть у шкал психологического благополучия
Шкалы психологического благополучия имеют ряд ограничений. Они основаны на самоотчете респондента, что может быть искажено его восприятием или самооценкой. Также результаты могут зависеть от культурных и личностных особенностей респондента. Кроме того, шкалы могут быть неадекватными для оценки уровня благополучия в определенных ситуациях или для определенных групп населения.
Что такое шкалы психологического благополучия
Измерения в психологии — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В этих процедурах используются разнообразные шкалы, представляющие собой некоторое множество позиций, которые поставлены в некоторое соответствие с психологическими элементами. В классификации шкал, предложенной в l946 г. американским психологом и психофизиком С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: отношений, интервальная, порядковая и номинальная.
По общепринятой классификации для субъективных измерений обычно рассматривают четыре основных типа шкал (Стивене, 1960; Пфанцагль, 1976): 1. Шкала наименований, или классификационная шкала строится на единственном отношении — отношении эквивалентности. Деления на шкале характеризуют критерии, на основании которых производится классификация. Способность человека оценить любой стимул по заданному критерию как принадлежащий или не принадлежащий-данному классу настолько очевидна, что возможность построения шкалы наименований для реакций различного уровня сложности обычно не вызывает возражений. 2. Шкала порядка строится на основании сразу двух отношений — эквивалентности и порядка. Естественно, что далеко не все объекты субъективно можно подчинить отношению порядка. Например, сразу очень трудно сказать, что больше — круг или треугольник, однако если выделить в этих объектах такое свойство, как площадь, то установить порядковые отношения для этих объектов уже значительно легче. Такие упорядочивания объектов по их отдельным свойствам широко используются при составлении различных оценочных шкал. 3. Шкала интервалов. Этот тип шкалы требует дополнительной возможности устанавливать равенство попарных различий между двумя парами стимулов, иначе говоря, определять равенство субъективных интервалов. Возможность построения такой шкалы позволяет большую часть свойств существующих числовых систем приписывать тем числам, которые получены на основе субъективных оценок. Построение для реакций шкалы интервалов является в психологии уже значительным достижением. Но, с другой стороны, интуитивно не очевидно, что человек всегда может делать оценки, соответствующие шкале интервалов. Действительно, если субъективные оценки не соответствуют некоторому физически измеряемому свойству, то совсем не очевидно, как можно установить соответствие оцениваемых стимулов шкале интервалов. 4. Шкала отношений получается, когда, кроме уже перечисленных операций: эквивалентности, порядка и сравнения разностей — можно осуществить для объектов сравнение попарных отношений. Это обусловлено возможностью оценивать абсолютное значение величины реакции и требует наличия на шкале нулевой точки, как на шкале температур Кельвина, например. Последние две шкалы можно назвать "сильными", т.е. по результатам таких измерений можно строить более точные, более однозначные психофизические функции, к ним можно применить более тонкий статистический аппарат, чего нельзя сделать по отношению к первым двум типам шкал. Немаловажное значение имел и тот факт, что все физические измерения приводят обычно именно к "сильным" шкалам. Поэтому для психофизиков большее значение имели методические процедуры построения шкал интервалов и отношений, чем каких-либо других. Первые две шкалы получили название неметрических, вторые две — метрических. В соответствии с этим в психологии говорят и о двух подходах к психологическим измерениям: метрическом (более строгом) и неметрическом (менее строгом).
Какие типы шкал используются для измерения психологического благополучия
Р. Райан и Е. Дейзи предложили рассматривать психологическое благополучие человека с позиции двух подходов: гедонистического и эвдемонического .
К гедонистическому подходу относятся теории, в которых психологическое благополучие характеризуется аффективным переживанием, отражающим состояние «удовлетворенности-неудовлетворенности», «удовольствия-неудовольствия», и основывается на балансе позитивного и негативного эффекта, соотношении положительных и отрицательных эмоций. Ключевым понятием для данного подхода является «субъективное благополучие», которое включает эмоциональный и когнитивный аспекты. Гедонистический подход подвергался критике по причине того, что положительные и отрицательные эмоции могут быть независимыми друг от друга. Другим основанием для критики стало положение о том, что чем больше человек потребляет удовольствий, тем большая их интенсивность ему требуется для удовлетворения в дальнейшем. Это приводит к избеганию обычного течения жизни, потребности в получении новых и более сильных эмоций, впечатлений и отношений .
Эвдемонический подход рассматривает психологическое благополучие как личностный рост, развитие собственной индивидуальности. В данном подходе делается акцент на том, что события, не обеспечивающие удовольствие, способствуют достижению психологического благополучия. Это связано с пониманием человеком своих жизненных целей, увеличением осмысленности жизни, способности к сопереживанию. В рамках эвдемонического подхода одним из основных факторов психологического благополучия является смысл жизни. Его отсутствие (с учетом социально-демографических факторов, стилей жизни, симптомов и способов контроля здоровья и удовлетворенности жизнью) положительно коррелирует со смертностью .
Эвдемонический подход к благополучию был эмпирически подтвержден норвежскими учеными при помощи факторного анализа. Также экспериментальные интервенции с каждодневными упражнениями частично подтвердили данные результаты .
Стоит отметить способы достижения гедонистического и эвдемонического благополучия. S. Zuo и коллеги определили, что у стремящихся к гедонистическому благополучию людей более выражен сенсорный и аффективный опыт, в то время как у людей, стремящихся к эвдемоническому благополучию, более выражен интеллектуальный, поведенческий и духовный опыт .