Как обеспечить психологическое благополучие ОбЖ: основные принципы и методы
- Как обеспечить психологическое благополучие ОбЖ: основные принципы и методы
- Связанные вопросы и ответы
- Чем определяется понятие "психологическое благополучие" в контексте ОбЖ
- Какие факторы влияют на психологическое состояние ОбЖ
- Какие методы психологической поддержки эффективны для ОбЖ
- Какие знания и навыки помогут ОбЖ улучшить свое психологическое благополучие
- Какое влияние оказывает психологическое благополучие на работоспособность ОбЖ
- Какие профессиональные задачи могут стать причиной стресса для ОбЖ
- Как понять, что у ОбЖ есть проблемы с психологическим благополучием
- Какие методы самопомощи могут помочь ОбЖ в улучшении психологического состояния
- Как важно психологическое состояние ОбЖ для их успешной адаптации к новым условиям
Как обеспечить психологическое благополучие ОбЖ: основные принципы и методы
Психическое здоровье и психологическое благополучие
Здоровье
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней.
Психическое здоровье
Психическое здоровье – состояние благополучия, которое позволяет человеку реализовывать свои способности, противостоять стрессу, плодотворно работать, вносить вклад в сообщество.
Критерии психического здоровья
- психическое равновесие;
- способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;
- полноценность семейной жизни;
- способность самоуправления поведением;
- чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
- критический подход к обстоятельствам жизни;
- чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;
- самообладание и способность радоваться.
Психически благополучный человек
Основные характеристики психически благополучного человека:
- умение проявлять чувства, соотносить слова с действиями;
- способность выражать свое мнение, учитывать собственные желания, потребности и действовать при этом в соответствии с социальными нормами;
- принятие ответственности за свои поступки;
Психически благополучный человек
Основные характеристики психически благополучного человека:
- адекватное восприятие как комплиментов, так и критики в свой адрес;
- умение принимать свои достоинства и недостатки;
- способность управлять поведением и эмоциональными реакциями в зависимости от социальных обстоятельств и ситуаций, в соответствии с нормами и законами;
- способность реализовывать намеченные планы.
Психическое здоровье
В настоящее время ученые активно изучают вопросы психического здоровья и психических нарушений, основываясь на биопсихосоциальной модели. Эта модель объединяет в себе три группы факторов , совокупность которых может стать причиной возникновения
психического неблагополучия.
Психическое неблагополучие
Факторы риска возникновения психического расстройства:
- Биологические – генетическая предрасположенность, инфекционные заболевания, употребление психоактивных веществ (алкоголь, табак, наркотики)
- Психологические – неблагоприятные события в жизни, неблагоприятная семейная обстановка, постоянное давление со стороны окружающих и т.д.
- Социальные – снижение социального статуса, отчуждение от общества по каким-то причинам, массовые бедствия и т.д.
Психическое неблагополучие
Наличие у человека одного или нескольких факторов риска еще не означает, что у него есть психическое расстройство, их наличие говорит о риске неблагоприятных последствий .
Не все факторы риска можно изменить. Нельзя избавиться от наследственной предрасположенности к заболеваниям или бывает сложно (а иногда невозможно) поменять неблагоприятные условия жизни в семье и обществе. Даже если полностью исключить негативные факторы нельзя, их не стоит игнорировать, поскольку это может сказаться как на психическом здоровье, так и психологическом благополучии.
Психологическое благополучие
Психологическое благополучие – это состояние гармонии или сбалансированности внутреннего мира человека. Это понятие отражает то, как человек воспринимает и оценивает себя в жизни, степень своей реализации и раскрытия своих возможностей.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие факторы влияют на психологическое благополучие обучающихся
Психологическое благополучие обучающихся зависит от множества факторов, таких как отношения с окружающими, уровень самооценки, способность к саморазвитию, адекватная поддержка со стороны родителей и учителей. Важную роль играет также уровень стрессоустойчивости, умение решать конфликты и адаптироваться к изменениям в жизни. Отдельное значение имеет удовлетворенность жизнью, наличие интересов и хобби, а также возможность самореализации.
2. Какие стрессовые ситуации могут возникнуть у обучающихся и как с ними справиться
Обучающиеся могут столкнуться со стрессом перед экзаменами, конфликтами с товарищами по учебе, проблемами в общении с учителями или родителями. Для преодоления стрессовых ситуаций необходимо использовать методы релаксации, заниматься спортом, общаться с близкими людьми, уметь выражать свои эмоции и просить помощи у взрослых. Важно также научиться планировать свое время и придерживаться режима дня.
3. Как сформировать позитивное самовосприятие у обучающихся
Для формирования позитивного самовосприятия у обучающихся необходимо поощрять их достижения, развивать уверенность в своих силах, наставлять на достижение маленьких целей, осознавать свои позитивные качества и умения. Важно также учиться принимать критику конструктивно, видеть источник проблем и работать над их устранением. Благоприятная обстановка в семье и школе играет важную роль в формировании позитивного самовосприятия у обучающихся.
4. Как помочь обучающимся развивать стрессоустойчивость
Для развития стрессоустойчивости у обучающихся необходимо обучать их методам саморегуляции, умению справляться с проблемами и конфликтами, развивать способности к планированию и организации своей деятельности. Важно также помогать детям осознавать и контролировать свои эмоции, учиться принимать неудачи как часть жизни и урок для развития. Поддерживающая обстановка в семье и школе поможет обучающимся чувствовать себя более защищенно и уверенно.
5. Какие методы помогают повысить самооценку у обучающихся
Повышение самооценки у обучающихся можно достичь путем поощрения их достижений, укрепления уверенности в своих силах, развития позитивного самопонимания. Для этого необходимо обращать внимание на индивидуальные качества каждого ученика, поддерживать его в стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию. Важно также учить детей ценить свои успехи и не фокусироваться только на своих недостатках, а видеть в себе целостную и ценную личность.
6. Какую роль играет социальная поддержка в психологическом благополучии обучающихся
Социальная поддержка играет важную роль в психологическом благополучии обучающихся, поскольку помогает им чувствовать себя в безопасности, найти поддержку и понимание в трудные моменты. Для формирования социальной поддержки необходимо уделять внимание развитию доверительных отношений с окружающими, умению искать поддержку у доверенных взрослых, учиться эмпатии и сочувствию к другим. Поддерживающая среда в школе и семье способствует формированию у детей чувства принадлежности и уверенности в своих силах.
Чем определяется понятие "психологическое благополучие" в контексте ОбЖ
Феномен «благополучие» — комплексное многоаспектное явление, зависит от множества факторов.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова одно из толкований слова «благополучие» — благо, спокойствие, счастливая жизнь.
Еще Аристотель выделил блага трех родов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, слава и т. п.), душевные (острота ума, нравственная добродетель и т. п.). Отсюда различают:
- • блага материальные, внешние, достижение которых доставляют удовольствие, чувственное наслаждение;
- • блага духовные и нравственные: познание истины и красоты, исполнение долга, свобода духа и пр.
Аристотелем был введен термин «высшее благо». Высшее благо — та высшая цель, к которой в жизни должны стремиться все разумные существа, то, в чем они ищут полноту своего существования, высшего счастья: отрешение от страстей и свобода духа? деятельная любовь к ближнему? гармоническое развитие собственной личности? И пр. Причем нравственно оправданная цель не может достигаться безнравственными средствами.
Понятие «благо» постепенно утрачивает свое значение и с конца XIX в. вытесняется понятием «ценность». В настоящее время именно ценностные ориентации человека определяют ту высшую цель, к которой он стремится, и те средства, которые он считает допустимыми для достижения того, к чему стремится. «Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону и составляет основу взглядов человека на окружающий мир, отношение к другим людям, к себе и мировоззрение — ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации — способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной)» .
Какие факторы влияют на психологическое состояние ОбЖ
Психотравмирующие факторы ЧС:
1. Воздействия низких и высоких температур
2. Ионизирующее излучение
3. Чрезмерные физические нагрузки
4. Иммобилизация
5. Боль
6. Действие химических агентов
Особенности развития:
В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальные характерологические особенности, дополнительные факторы к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.). Особое место в период чрезвычайной ситуации занимает угроза развития состояний паники. Индивидуальные панические расстройства определяются аффективно-шоковыми реакциями. При их развитии, особенно одновременно у нескольких пострадавших, возможно их влияние друг на друга и на окружающих, приводящее к массовым индуцированным эмоциональным расстройствам, сопровождающимся «животным» страхом. Прекращение паники возможно при наличии сильной личности, которая способна внести элементы рациональности в ситуацию, захватить «руководство», предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы и прекращению паники. Главная опасность острых и, особенно, затяжных психотравмирующих ситуаций в том, что обусловленные ими психические расстройства имеют часто хроническое или отставленное развитие. Такие факторы, как потеря социальной поддержки, изменение образа жизни, потеря родных и близких в результате ЧС не только способствуют переходу психических нарушений на более глубокий уровень, но и приводят к тому, что медико-социальные последствия по своим масштабам значительно превосходят прямые эффекты катастрофы (поражение ССС, ЖКТ, эндокринной системы, иммунодефицитные состояния).
Какие методы психологической поддержки эффективны для ОбЖ
фото: dzhmao.ru
Итак, вы оказались в ситуации, когда вас одолевают сильные чувства — душевная боль, злость, гнев, чувство вины, страх, тревога. В этом случае очень важно создать себе условия для того, чтобы быстро «выпустить пар». Это поможет немного снизить напряжение и сохранить душевные силы, которые так нужны в экстренной ситуации.
Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю предлагает попробовать один из универсальных способов:
•Займитесь физическим трудом: переставляйте мебель, убирайте, работайте в саду.
•Сделайте зарядку, совершите пробежку или просто пройдитесь в среднем темпе,
•Примите контрастный душ.
•Покричите, потопайте ногами, побейте ненужную посуду и т.д.
•Дайте волю слезам, поделитесь своими переживаниями с людьми, которым вы можете доверять.
Не употребляйте большое количество алкоголя, это, как правило, только усугубляет ситуацию.
Как можно заметить, эти способы не являются психологическими приемами, многие люди интуитивно используют их в жизни. Помимо универсальных способов можно предложить способы, которые помогают справиться с каждой конкретной реакцией.
СТРАХ
•Попытаться сформулировать про себя, а потом проговорить вслух, что вызывает страх. Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми. Высказанный страх становится меньше.
•При приближении приступа страха дышать нужно неглубоко и медленно — вдыхать через рот, а выдыхать через нос. Можно попробовать такое упражнение: сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 1—2 секунды, выдохните. Повторите упражнение 2 раза. Потом сделайте 2 нормальных (неглубоких) медленных вдоха-выдоха. Чередуйте глубокое и нормальное дыхание до тех пор, пока не почувствуете себя лучше.
ТРЕВОГА
•Первый шаг - превратить тревогу в страх. Нужно постараться понять, что именно тревожит. Иногда этого достаточно, чтобы напряжение снизилось, а переживания стали не такими мучительными.
•Самое мучительное переживание при тревоге — это невозможность расслабиться. Напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли; поэтому полезно бывает сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение.
• Сложные умственные операции тоже помогают снизить уровень тревоги. Попробуйте считать: Например, поочередно в уме отнимать от 100 то 6, то 7, перемножать двузначные числа, посчитать, на какое число приходился второй понедельник прошлого месяца. Можно вспоминать или сочинять стихи, придумывать рифмы и т.д.
ПЛАЧ
•Выпить стакан воды. Это известное и широко используемое средство.
•Медленно, но не глубоко, а нормально дышать, концентрируясь на выдохе.
ИСТЕРИКА
•Уйти от «зрителей», свидетелей происходящего, остаться одному.
•Умыться ледяной водой — это поможет прийти в себя.
•Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный вдох и т.д. — до того момента, пока не удастся успокоиться.
АПАТИЯ
•Если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь, хотя бы на 15-20 минут.
•Помассируйте мочки ушей и пальцы рук – это места, где находится огромное количество биологически активных точек. Эта процедура поможет нам немного взбодриться.
•Выпейте чашку некрепкого сладкого чая.
•Сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.
•После этого приступайте к выполнению тех дел, которые необходимо сделать. Выполняйте работу в среднем темпе, старайтесь сохранять силы. Например, если вам нужно дойти до какого-то места, не бегите — передвигайтесь шагом.
•Не беритесь за несколько дел сразу, в таком состоянии внимание рассеяно и сконцентрироваться, а особенно на нескольких делах, трудно.
•Постарайтесь при первой же возможности дать себе полноценный отдых.
СТЫД
•Говоря о своих чувствах, используйте вместо «мне стыдно» или «я виноват» словосочетание «я сожалею», «мне жаль». Слова имеют большое значение, и такая формулировка может помочь вам оценить свои переживания и справиться с ними,
•Напишите о своих чувствах письмо. Это может быть письмо себе или человеку, которого вы потеряли. Это часто помогает выразить свои чувства.
ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ
Двигательное возбуждение.
•попробуйте направить активность на какое-нибудь дело. Можно сделать зарядку, пробежаться, прогуляться на свежем воздухе. Вам помогут любые активные действия;
•попытайтесь снять лишнее напряжение. Для этого дышите ровно и медленно. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Представьте, как вместе с воздухом вы выдыхаете напряжение. Поместите в тепло ноги и руки, можно активно растереть их до появления ощущения тепла. Положите руку себе на запястье, почувствуйте свой пульс, попробуйте сосредоточиться на работе своего сердца, представить, как оно размеренно бьется. Современная медицина утверждает, что звук биения сердца позволяет почувствовать себя спокойно и защищенно, так как это тот звук, который каждый человек слышит в безопасном и уютном месте — в утробе матери. Если возможно, включите спокойную музыку, которая вам нравится.
Какие знания и навыки помогут ОбЖ улучшить свое психологическое благополучие
Класс: 3
Тип урока: комбинированный.
Используемые педагогические технологии:
- Игровая технология.
- Личностно-ориентированное обучение.
- Дифференцированное обучение.
- Информационно-коммуникативная технология.
Цель: выделить важный фактор сохранения здоровья – эмоциональное благополучие и помочь создавать его с помощью игр.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей определять эмоциональное состояние окружающих людей и корректировать его, если это возможно;
- правильно вести себя в стрессовых ситуациях.
Коррекционные:
- развивать память учащихся;
- учить детей анализировать, сравнивать, обобщать с помощью учителя;
- коррегировать своё эмоциональное состояние, прибегая к помощи игр;
- активизировать словарь учащихся.
Воспитательные:
- формировать интерес к пониманию эмоций окружающих людей;
- воспитывать бережное отношение к окружающим людям.
Оборудование урока:
- Схематичные картинки с изображением человеческого лица (Смайлики).
- Презентация к уроку.
- Комплект ватно-марлевых повязок.
- Наборы цветной бумаги из 5-ти цветов по количеству детей в классе.
- Ножницы.
- Газета.
План урока
I. Организационный момент
Цель: настроить учащихся на работу и организовать внимание учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного на предыдущем уроке
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала.
III. Постановка целей урока.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, сообщить тему урока.
IV. Работа по теме урока.
Цель: учить детей определять своё эмоциональное состояние и эмоции других людей, устанавливать зависимость между поведением людей и их эмоциональным состоянием.
1. Беседа об эмоциях людей и причинах их возникновения.
2. Физминутка.
3. Игры и упражнения на эмоциональную разрузку.
V. Подведение итогов урока.
Цель: сделать вывод, подвести итог урока, отметить активных учащихся.
1. Самоанализ деятельности учащихся.
2. Итоговая беседа.
3. Выставление оценок.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.
- Какое у вас возникло настроение, кода вы услали это стихотворение?
- Изобразите своё настроение на Смайлике.
Презентация.
Какое влияние оказывает психологическое благополучие на работоспособность ОбЖ
Психологическая уравновешенность — способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими, а также умение преодолевать стресс. Должна начать формироваться в детском и подростковом возрасте.
Основные направления обеспечения психологической уравновешенности.
- 1. Воспитание уверенности в себе (не путать с качеством излишней самоуверенности). Это можно сделать, оптимально выполняя свои функциональные обязанности (для студентов — обучение, для спортсменов — достижение определенных спортивных результатов), успешно преодолевая какие-либо трудности (например, налаживание жизни в согласии с самим собой и окружающими, помощь родителям). Надо ставить себе посильные задачи и добиваться их выполнения.
- 2. Работа по самосовершенствованию: развитие умственных способностей, приобретение знаний, умений, навыков полезной деятельности (например, познание окружающего мира, определение своего местоположения в нем, установление отношений к другим людям, вещам, событиям).
- 3. Развитие коммуникабельности (участие в общественной жизни, в конкурсах, акциях и пр.), умение строить взаимоотношения с окружающими, анализировать свои поступки, приобретать друзей. Надо научиться самому быть другом, говорить не только о своих интересах, а быть хорошим слушателем, иметь общие интересы, быть преданным.
Какие профессиональные задачи могут стать причиной стресса для ОбЖ
Цель: научить детей справляться детей со стрессовыми ситуациями.
Задачи:
- Дать понятие стресса и указать его последствия.
- Показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.
- Научить детей работе в коллективе, умению защищать и отстаивать свою точку мнения.
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка заданий «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»)
Эпиграф к уроку:
Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.
Ф.И.Тютчев
ХОД УРОКА
I. Повторение изученного материала
Вступительное слово учителя:
– На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблемы, которые могут возникнуть в жизни человека и способах их решения. Иногда в жизненных ситуациях человеку очень важно принять правильное решение.
Вопросы:
1. Какие шаги решения проблем вы знаете?
2. К каким последствиям может привести неумение
человека справиться со своей проблемой?
Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс?
II. Изучение нового материала (объявление темы урока)
Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс и снова стресс.
1. Понятие стресса
Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.
Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Силье в 1936 г.
Как понять, что у ОбЖ есть проблемы с психологическим благополучием
В этой модели нарушение базовых убеждений и переосмысление происходящего рассматриваются в качестве когнитивных механизмов, опосредующих влияние события на здоровье и благополучие человека.
Согласно теории травмы C.Л. Парк и М. Кеннеди , если событие подрывает базовые убеждения человека, регулирующие его повседневное поведение, то оно приобретает психотравмирующий характер . Применение этой теории к пандемии означает, что не объективные обстоятельства, сопровождающие ковид, а его влияние на смыслы и убеждения определяет психическое состояние человека. Нарушение базовых убеждений, вызванное восприятием события как катастрофического, приводит к дезориентации относительно мира, себя в этом мире, своего будущего, а также сопровождается симптомами депрессии, тревоги, утратой благополучия и психологической защищенности. Создание смысла выступает вторым когнитивным механизмом, регулирующим последствия от COVID-19. Процесс создания смысла влечет за собой пересмотр нарушенных убеждений, делая такие убеждения более полезными и адаптивными, способствующими личностному росту и сохранению психологической безопасности .
Психологическая безопасность личности часто рассматривается в зарубежной психологии в контексте субъективного благополучия, духовности и религиозности человека. В исследовании E.A. Ю , Э. Чанга показано, что личностный смысл жизни выступает предиктором одного из компонентов психологической безопасности личности — межличностного благополучия (например, удовлетворенности семейной жизнью, позитивных отношений) .
Религиозность представляет собой фундаментальное качество, характеризующее отношение человека к Богу, к миру и самому себе. Зарубежные авторы считают, что психологическая функция религиозности состоит в обеспечении безопасности личности. Обращение к Богу и участие в духовных практиках позволяют удовлетворить потребность в безопасности, понизить уровень тревоги, депрессии и страха, улучшить психологическое благополучие .
Благодаря духовным и религиозным убеждениям многие люди обретают смыслообразующие мотивы, необходимые для совладания со стрессом. По данным Дж.Р. Лим , Б.Ф. Лю и соавторов, религиозность представляет собой личностный ресурс сохранения духовно-психологического здоровья личности и психологической защищенности в кризисных ситуациях . Согласно данным Ф.Д. Финчем , Р.В. Мэй , религиозность человека играет более существенную роль в его жизни, чем просто совладание со сложной ситуацией. Вера в милосердие Бога снижает риск возникновения отсроченных стрессовых реакций при столкновении человека с ситуациями катастроф (например, ураганами) .
Если в зарубежной психологии религиозность выступает одним из факторов, влияющим на отдельные компоненты психологической безопасности личности, например, субъективного благополучия (внутреннего комфорта), то в отечественной психологии ряд авторов рассматривают религиозную духовность как базисное основание личности. Это привело и к переосмыслению феномена безопасности личности. Безопасность личности анализируется на двух уровнях: духовно-нравственном и психологическом . Авторами были предложены модель психологической безопасности личности и механизмы ее обеспечения. Согласно этой модели, духовно-нравственный фактор является ядром личности и влияет на поступки человека, независимо от его волевых, эмоциональных, коммуникативных и других качеств. Следование нравственному чувству позволяет человеку обрести духовную безопасность и сохранить глубинное личностное начало, лежащее в основе онтологической уверенности, которая не сводится к наличию только внутреннего комфорта. В свою очередь, психологическая безопасность личности как состояние защищенности от стрессовых факторов поддерживается посредством целого ряда психологических качеств: морально-коммуникативных, мотивационно-волевых, ценностно-смысловых, а также посредством стрессоустойчивости к конкретным стресс-факторам окружающей среды, особенно в тех ситуациях, когда собственные ресурсы оцениваются человеком как достаточные для совладания с психотравмирующими переживаниями. Если стресс-факторы превышают психологические ресурсы и вызывают сильное психическое напряжение у человека, то психологическая безопасность личности поддерживается благодаря обращению человека к Богу. Уровень психологического стресса снижается, и возникает ощущение психологической защищенности. Религиозность в данном случае выступает в качестве копинг-стратегии. Результаты проведенного исследования согласуются с данными А. Вишкина с соавторами , согласно которым люди с более высоким (по сравнению с более низким) уровнем религиозности могут справляться со своими эмоциями более адаптивными способами.
В эпоху COVID-19, когда мир переживает кризис, многие люди сталкиваются с психологическими проблемами, которые могут быть связаны с нарушением базовых убеждений и переосмыслением происходящего.
Теория травмы
Согласно теории травмы, предложенной К.Л. Парком и М. Кеннеди, если событие подрывает базовые убеждения человека, регулирующие его повседневное поведение, то оно приобретает психотравмирующий характер.
Применение этой теории к пандемии COVID-19 означает, что не объективные обстоятельства, сопровождающие ковид, а его влияние на смыслы и убеждения определяет психическое состояние человека.
Нарушение базовых убеждений
Нарушение базовых убеждений, вызванное восприятием события как катастрофического, приводит к дезориентации относительно мира, себя в этом мире, своего будущего, а также сопровождается симптомами депрессии, тревоги, утратой благополучия и психологической защищенности.
Создание смысла
Создание смысла выступает вторым когнитивным механизмом, регулирующим последствия от COVID-19. Процесс создания смысла влечет за собой пересмотр нарушенных убеждений, делая такие убеждения более полезными и адаптивными, способствующими личностному росту и сохранению психологической безопасности.
Психологическая безопасность
Психологическая безопасность личности часто рассматривается в зарубежной психологии в контексте субъективного благополучия, духовности и религиозности человека.
В исследовании E.A. Ю и Э. Чанга показано, что личностный смысл жизни выступает предиктором одного из компонентов психологической безопасности личности — межличностного благополучия (например, удовлетворенности семейной жизнью, позитивных отношений).
Какие методы самопомощи могут помочь ОбЖ в улучшении психологического состояния
Понятие «адаптация» по Божович Л.И имеет в психологии педагогике широкое значение и определяется как приспособление к окружающим условиям - от лат. «adapto» -приспособляю. Адаптация человека имеет два спектра - биологический и психологический. Психологический аспект адаптации - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами..
Психологическая адаптация осуществляется путём усвоения норм и ценностей данного общества - как в широком смысле, так и применительно к ближайшему окружению - общественной группе, коллективу, семье. Основные проявления психологической адаптации - взаимодействие человека с окружающими людьми и его активностью.
Интегративным показателем возможностей психологической адаптации является социально-психологическая адаптация, которая позволяет человеку выполнять определённые биосоциальные функции: адекватно воспринимать и понимать окружающую действительность, устанавливать адекватную систему отношений и общения с окружающими, проявлять способность к труду и обучению, изменять своё поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
«В современных концепциях психологическая адаптация личности рассматривается как сложное, комплексное явление, предполагающее согласование двух критериев: внешнего, отражающего соответствие социальным требованиям, и внутреннего, связанного с общим психическим благополучием…» Редчиц Н.А.
Чтобы привыкнуть к новой обстановке, ребенку нужно время. Не один день, не одна неделя и даже не один месяц. По наблюдениям специалистов, средняя продолжительность адаптации к школе – от двух месяцев до полугода. Успешной адаптация по мнению Сидоркиной Т.Ю. считается, если ребенок:.
· спокоен, в хорошем настроении;
· хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
· быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
· без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
· понимает и принимает школьные правила;
· нормально реагирует на замечания учительницы;
· не боится учителей или ровесников;
· нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.
К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:
· чрезмерная усталость ребенка, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
· жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
· сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
· как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний.
В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога.
Первым делом разберемся с возросшей физиологической нагрузкой на малыша. Платонов В.Н указывает на то, что учебные занятия требуют от ребенка удержание относительно неподвижной позы на протяжении урока. Если ранее ваше дитя большую часть времени посвящало всяческой активности – бегу, прыжкам, веселым играм – то сейчас ему приходится несколько часов в день просиживать за партой. Такая статическая нагрузка для шести-семилетнего ребенка очень трудна. Двигательная активность ребенка становится фактически вполовину меньше, чем до момента поступления в школу. Но потребность в движении так просто за один день не отключается – она по-прежнему остается большой и теперь качественно не удовлетворяется.
Кроме того, в возрасте 6 — 7 лет крупные мышцы созревают быстрее, чем мелкие. В связи с этим детям намного проще выполнять размашистые, сильные движения, чем те, для которых необходима большая точность – например, письмо. Соответственно, от выполнения мелких движений ребенок быстро устает.
Физиологическая адаптация первоклассника по Лущекину В.С к школе проходит несколько этапов:.
1. «Физиологическая буря» — так специалисты называют первые пару-тройку недель школьного обучения. Все системы организма ребенка в ответ на новые внешние воздействия сильно напрягаются, забирая значительную часть ресурсов крохи. В связи с этим многие первоклашки в сентябре начинают болеть.
2. Далее начинается неустойчивое приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Организм малыша пытается найти наиболее подходящие реакции на внешний мир.
3. И только потом начинается фаза относительно устойчивого приспособления. Теперь организм уже понимает, чего от него хотят, и меньше напрягается в ответ на нагрузки. Весь период физической адаптации может длиться до 6 месяцев и зависит от исходных данных ребенка, его выносливости и состояния здоровья.
Как важно психологическое состояние ОбЖ для их успешной адаптации к новым условиям
Психическое здоровье – это, прежде всего, отсутствие каких-либо отклонений и психических заболеваний. Но порой, даже полностью здоровый человек, находится в неустойчивом состоянии и имеет проблемы в эмоциональной и психологической сферах. И поэтому более точное определение рассматриваемого понятия – это социальное и психологическое благополучие, которое позволяет жить полноценной жизнью: реализовывать себя и раскрывать свой потенциал, продуктивно работать, испытывать удовлетворение, вносить определённый вклад в общественную жизнь.
На психическое здоровье оказывают влияние следующие факторы: отношения в семье или в паре; работа и занимаемая должность; степень ответственности (перед родными, детьми, начальством; финансовое благополучие; жилищные условия; особенности характера и темперамент; условия жизни; питание; ближайшее окружение; возникающие стрессовые ситуации.
Для сохранения и укрепления психологического здоровья человека необходимо соблюдать некоторые условия: правильно чередовать работу и отдых, физическую и умственную нагрузку; поддерживать здоровый сон, здоровое питание; заниматься физкультурой, спортом, активным хобби; избегать вредных привычек; менять мышление с негативного на позитивное; прекращать ежедневно накачивать себя отрицательной информацией, критиковать существующие порядки, сослуживцев. Необходимо научиться замечать и радоваться самым простым вещам: долгожданному отпуску, хорошей погоде, неожиданной удаче. Стараться поддерживать позитивные, теплые, доверительные отношения с людьми; научитесь управлять своими эмоциями и гневом; выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает вашим психологическим установкам и потребностям; ставить перед собой реальные цели; стремиться к самосовершенствованию и реализации себя.
Важный аспект — открытость новому опыту. Развивайте свои таланты и интересы. У скучающих и несчастных людей редко бывает много интересов в жизни.