Здоровье детей 6--7 лет: как поддерживать их физическое и психическое благополучие

Содержание
  1. Здоровье детей 6--7 лет: как поддерживать их физическое и психическое благополучие
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Какая должна быть оптимальная физическая активность у детей 6--7 лет
  4. Какие полезные продукты должны быть в рационе детей этого возраста
  5. Как избежать развития ожирения у детей 6--7 лет
  6. Какова роль игровой деятельности в развитии здоровья детей данного возраста
  7. Что делать, если у ребенка возникли проблемы со сном
  8. Как важен режим дня для здоровья детей 6--7 лет
  9. Какие виды спорта подходят для детей этого возраста
  10. Как обучить ребенка гигиеническим навыкам для поддержания здоровья
  11. Как влияет психическое благополучие на общее состояние здоровья детей 6--7 лет
  12. Какие рекомендации по профилактике различных заболеваний должны соблюдаться для детей данного возраста

Здоровье детей 6--7 лет: как поддерживать их физическое и психическое благополучие

  • ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
  • Старшая группа
  • Темочки

Вместе с тем, дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям , проводимым в детском саду.

Являясь одним из важнейших приоритетов системы образования в целом, работа с по здоровьесбережению занимает особое место и в деятельности нашего детского сада.

Базой формирования опыта является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16. В дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для обеспечения и укрепления психического и физического здоровья детей . Есть хорошо оборудованный музыкальный зал, кабинеты специалистов. В каждой группе за последние годы создана развивающая среда, отвечающая современным требованиям. Решение воспитательно-образовательных задач учреждение осуществляет на основе ФГОС ДО через реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО, разработанной на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования , с учетом комплексной примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, рядом парциальных программ.

Итак,условиями возникновения опыта является следующее:

Во-первых, возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования, внедрением инновационных здоровьесбеоегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Во-вторых, психофизическое состояние –основа гармоничного развития личности ребёнка.

Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы, по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыкальное развитие» . В эту работу должны быть привлечены как воспитатели так и специалисты, а так же родители воспитанников.

Поэтому основным направлением моей работы стало использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей .

Исходя из вышесказанного,мною была выбрана тема опыта: « Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» и поставлена цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать систему работы с детьми и родителями воспитанников по создание условий здоровьесбережения в музыкальной деятельности

Музыка –это одно из средств физического развития детей . Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей – в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека , вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями . На мой взгляд, особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья , развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни .

Связанные вопросы и ответы:

1. Как правильно организовать рацион питания для ребенка 6-7 лет

Важно, чтобы рацион питания включал разнообразные продукты: фрукты, овощи, злаки, белки, молочные продукты. Ограничьте потребление сладостей, жирной и жареной пищи. Старайтесь готовить домашнюю еду и контролировать порции. Помните о правильном питьевом режиме - дайте предпочтение воде. Обучите ребенка здоровому подходу к еде.

2. Какой сон необходим детям 6-7 лет для полноценного развития

Детям 6-7 лет необходимо спать около 10-12 часов в сутки. Создайте спокойную атмосферу перед сном: проветрите комнату, убедитесь, что в ней тихо и темно. Уложите ребенка в одно и то же время каждый день. Исключите использование гаджетов перед сном. Важно, чтобы сон был бесперебойным и качественным.

3. Какие физические упражнения полезны для детей 6-7 лет

Для детей 6-7 лет подходят простые физические упражнения: бег, прыжки, лазание, мяч, велосипед и т.д. Занятия спортом развивают силу, выносливость, координацию движений. Важно подбирать упражнения с учетом возраста и физических возможностей ребенка. Обязательно следите, чтобы у ребенка было достаточно времени на активные игры на свежем воздухе. Стимулируйте интерес ребенка к физической активности.

4. Как обеспечить ребенку 6-7 лет психологическое здоровье

Для обеспечения психологического здоровья ребенка 6-7 лет важно обеспечить ему психологическую поддержку и понимание. Уделите время беседам с ребенком, выслушайте его, поддержите и поощрите. Создайте уютную и безопасную обстановку в семье. Обучите ребенка управлению эмоциями, помогайте ему справляться со стрессом. Поощряйте позитивное мышление и саморазвитие.

5. Как защитить ребенка 6-7 лет от простуды и инфекций

Для защиты ребенка 6-7 лет от простуды и инфекций стимулируйте его иммунную систему: обеспечьте правильное и регулярное питание, включающее продукты с витаминами и минералами. Соблюдайте личную гигиену, учите ребенка мойте руки и следить за чистотой. Одевайте ребенка по погоде, не допускайте перегрева или переохлаждения. Проветривайте помещение, где находится ребенок, избегайте скопления людей в закрытых помещениях.

6. Как научить ребенка 6-7 лет правильно ухаживать за зубами

Учите ребенка 6-7 лет чистить зубы два раза в день - утром и вечером. Покупайте ему мягкую зубную щетку и детскую зубную пасту с фтором. Контролируйте процесс чистки зубов, помогайте ребенку до 7 лет. Объясните важность заботы о зубах и последствия небрежного отношения к ним. Посещайте стоматолога регулярно для профилактических осмотров и консультаций.

Какая должна быть оптимальная физическая активность у детей 6--7 лет

В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях.

Задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей.

Почему это важно?

Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного  аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.

Вашему ребенку пять-шесть лет, через год он идет в школу.

Занятия в школе, учебные нагрузки, необходимость продолжительное время сидеть за партой могут привести к ограничению его двигательной активности. Закономерно встает вопрос – как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в семье?

Какая должна быть оптимальная физическая активность у детей 6--7 лет. Рекомендации по физической активности для здоровья и развития ребенка

Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические  упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения – простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять.

Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание – и вялости, сонливости, как не бывало.

Какая должна быть оптимальная физическая активность у детей 6--7 лет. Рекомендации по физической активности для здоровья и развития ребенка

В выходные дни и, особенно во время отпуска. Когда ребенок остается с Вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д.  Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для Вашего. Не упускайте эту возможность!

Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике. Подвижные игры — обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.

Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретите их.

В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, плавание. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки. Если они ребенку дошкольного возраста не по силам. Будут  вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие  занятия.

Ученые установили, что ребенок 5 – 7 лет должен делать 13 – 17 тыс. шагов, находиться в движении 2,5 – 3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, и прыжки. И другие виды движений.

Если ваш ребенок посещает детский сад, но там занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенные увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. эти занятия  являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.

Какая должна быть оптимальная физическая активность у детей 6--7 лет. Рекомендации по физической активности для здоровья и развития ребенка

Вечером, когда Вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы час дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20 – 30  минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.

Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.

Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.

Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.

Помните: физические упражнения, подвижные игры на воздухе – мощное средство укрепления здоровья вашего ребенка!

Какие полезные продукты должны быть в рационе детей этого возраста

Какие витамины нужны подростку для полноценного роста и развития?

Для правильного и быстрого роста подростка необходимо сбалансированное полноценное питание. Но также полезно будет в определенном возрасте принимать дополнительные витамины для подростков.

Определить, насколько правильно питается ребенок, поможет вычисление калорий, потребляемых в течение дня. Для этого можно использовать калькулятор калорий, его можно найти в интернете в поиске. Или примерно посчитать килокалории вручную. Один грамм белка, как и один грамм углеводов равняется 4 килокалориям. А один грамм жира несет энергию в 9 килокалорий. Для девушек от 14-15 до 17 лет количество необходимых килокалорий в сутки в среднем составляет от 2000 до 2800. Для молодых людей в возрасте от 14-15 до 17 лет – от 2500 до 3200 ккал.

Следующий важный показатель правильного питания и залог получения с пищей всех необходимых элементов – это количество и пропорция потребляемых белков, жиров и углеводов. Для парней в возрасте от 12-13 до 16-17 лет и девушек этого же возраста количество белков на 1 кг веса в сутки должно быть не менее 2 граммов, жиров 1 грамм, а углеводов – 4-6 грамма (при отсутствии сильных физических нагрузок).

Исходя из всех этих необходимых усредненных показателей, ребенок в течение суток должен обязательно кушать мясо (220 г), молоко (500 мл), картофель или крупы (300 г), овощи (300 г), творог (50 г), фрукты (500 г), рыбу (70 г), хлеб ржаной, макаронные изделия. Лучше комбинировать эти продукты с другими, также полезными для детей в этом возрасте.

В период полового созревания важно обеспечить ребенку необходимые витамины и минералы для правильного формирования скелета и поддержания ростового процесса.

Это интересно! Скелет у человека формируется не только в подростковом возрасте 13-16 лет, но вплоть до 23 лет. Своего максимального роста человек достигает именно к этому возрасту. До этого возраста также рекомендуется периодически принимать поливитамины. Они помогают выработке нужных гормонов для правильного развития.

Это интересно! Данные исследований показали, что только 2% людей на планете имеют тот рост, который заложен генетический. Остальные, в основном из-за нехватки необходимых витаминов для подростков, не дорастают на 10-12 сантиметров!

Подростки должны получать все необходимое для роста и развития в комплексе. Важная часть отводится правильному питанию. Потому что вместе с едой организм получает не только витамины, но и другие вещества-спутники, которые эффект от витаминов могут усиливать.

Также важно, чтобы в подростковом возрасте человек получал в необходимом количестве минеральные вещества. Самым важным для подростков считается поступление в организм кальция, который нужен для крепости и здоровья костей. Также кальций принимает участие в работе кровеносных сосудов, обеспечивает органы кислородом.

Из минеральных веществ именно в период полового созревания для детей важны цинк и медь, фосфор, марганец. Эти вещества нужны для гармоничного формирования всего тела. В период роста не обойтись каким-нибудь одним витамином, потому что каждый имеет свою зону влияния. Рост организма является процессом сложным. Если какого-то элемента будет недоставать, то избыток других просто может выводиться организмом без полезного использования.

Каждый ребенок развивается индивидуально, даже при правильно спланированном рационе человеку все равно будет не хватать того или иного вещества. Случиться может всякое: и витамины не усваиваются, и их требуется больше в конкретном случае, возможно, какие-то заболевания вносят свои коррективы. В таких случаях на помощь приходят фармацевтические компании, предлагающие разнообразные поливитамины.

Поливитамины и комплексы призваны служить одной задаче: обеспечение определенной группы населения конкретными, необходимыми в данный период жизни витаминами. В том числе продаются поливитамины, специально разработанные для подростков.

Как избежать развития ожирения у детей 6--7 лет

  • Первичное ожирение — связанное с неправильным питанием и перекормом ребёнка (алиментарное), или возникающее вследствие наследственной предрасположенности.
  • Вторичное ожирение — ожирение, причиной которого становятся различные заболевания (врождённые, приобретённые), связанные с нарушениями обмена веществ.

В случае вторичного ожирения решение проблемы может быть только одно: лечение болезни, спровоцировавшей повышение массы тела малыша. Наличие наследственной предрасположенности, к счастью, не всегда приговор, но для того, чтобы преодолеть проблему, потребуется как минимум консультация генетика, а лучше — его тесное сотрудничество с диетологом. А вот алиментарное ожирение, как самое «преодолимое» собственными усилиями, стоит рассмотреть подробнее.

Обычно детское алиментарное ожирение не прогрессирует — то есть уже примерно к 10 годам большинство детей свой лишний вес «перерастает» и в дальнейшем проблем с ним не имеет. При этом до 25% детей продолжают страдать избыточной массой тела вплоть до периода полового созревания и позднее — во взрослом возрасте.

Чем это может быть опасно? Детское ожирение может провоцировать серьезные заболевания: сахарный диабет 2 типа (инсулиннезависимый), болезни опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, и даже развитие раковых опухолей молочной железы, толстой кишки, матки.

Жировая ткань — это гормонально-активная субстанция, и её избыток (равно как и недостаточное количество) могут быть причиной нарушения процессов полового созревания, что, в свою очередь, может грозить самыми трагическими последствиями во взрослом возрасте: нарушением половой функции и бесплодием. На фоне этих бед формирование нездоровых пищевых привычек (переедания, тяги к жирному и сладкому) кажется безобидным, но именно оно служит частой причиной закрепления ожирения уже во взрослом возрасте.

Какова роль игровой деятельности в развитии здоровья детей данного возраста

Здоровье детей 6--7 лет: как поддерживать их физическое и психическое благополучие 03 Виктория Угренева
Роль игры в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Одной из наиболее острых и серьезных проблем в современном обществе, требующей серьезного и ответственного подхода является проблема сохранения и укрепления здоровья человека, здоровья ребенка.

Поэтому одной и важнейших и приоритетных задач стоящих перед педагогами в ДОУ в соответствии с ФГОС – это сохранение здоровья воспитанников в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношению к своему здоровью.

Публикация «Роль игры в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах

  • ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
  • Игры для детей
  • Темочки

Специалисты считают, что именно дошкольный возраст является самым благоприятным для создания фундамента физического и психического здоровья ребенка. Именно здесь, в детском саду мы должны всячески способствовать воспитанию у детей потребности к поддержанию своего здоровья, закреплению полезных привычек и правил ЗОЖ.

Но как же воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, каким образом привить ему осознанное отношение к своему здоровью? Это действительно очень сложный вопрос.

Дошкольный возраст самый благоприятный для выработки правильных привычек. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

- приучение к порядку, чистоте, аккуратности, опрятности;

- основы культурно-гигиенических навыков;

- элементов самоконтроля во время разнообразной деятельности;

- понимание того, как физические упражнения влияют на организм человека, его самочувствие.

Как и обучение счету, письму, чтению и остальным наукам, обучение полезным привычкам и правилам ЗОЖ тоже должно проходить целенаправленно , планомерно, системно и непрерывно в самых различных сферах деятельности ребенка (на занятиях, в ходе режимных моментов, посредством чтения художественной литературы, на прогулке, в ходе совместной и индивидуальной работы и, конечно же, через игру).

Всем известно, что игра для дошкольника является ведущим и основным видом деятельности, поэтому самым эффективным методом формирования у детей правил и навыков здорового образа жизни через игровую деятельность будет особенно интересным и результативным.

Для формирования у детей потребности вести здоровый образ жизни необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть и спортивные принадлежности и атрибуты, развивающие игры, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера.

Личная гигиена.

Важной составляющей здорового образа жизни является гигиена, поэтому необходимо знакомить детей с культурно-гигиеническими навыками, упражнять в их соблюдении и ежедневно закреплять их в игровой форме.

Упражнение «Кто, кто в зеркале моем?»,

«Откройте ротик, покажите зубки»,

«В салоне красоты» и т. д.

Профилактическая игровая гимнастика.

Обеспечение оптимального развития детей через организацию игровых гимнастик с разной целевой направленностью:

- дыхательная гимнастика;

- Гимнастики-побудки;

- гимнастика для глаз;

- улучшение осанки;

- самомассаж.

Дидактические игры.

Во время проведения дидактических игр происходит процесс знаний дошколят о здоровом образе жизни, формируется навык осознанного их использования в повседневной жизни.

- «Где живет здоровье?»;

-«Вредное-полезное»;

-«Можно-нельзя» и т. д.

Сюжетно-ролевые игры.

Помогают ребенку выразить скрытые чувства, обсуждать личные вопросы и проблемы здоровья, дает возможность поупражняться в различных типах поведения, учить контролировать чувства и эмоции.

- «На приеме у врача»;

-«Кукла заболела»;

- «Кто на помощь придет?»;

- «Магазин здоровья».

Подвижные игры на свежем воздухе .

Все дети дошкольного возраста очень подвижны и активны. Поэтому игры на прогулке-прекрасное средство организации досуга и формирование у детей представлений о том, что свежий воздух и движение-это жизнь!

Что делать, если у ребенка возникли проблемы со сном

Время сна грудничков уменьшается от месяца к месяцу, по мере того как ребенок растет. Но у беспокойного и поверхностного сна есть ряд причин.

  • Боли в животике. Это особенно часто наблюдается у детей первых месяцев жизни, пищеварительная система которых только привыкает к самостоятельной работе. Также боль в животе не редкость у детей в период введения прикормов. Мамам и папам нужно набраться терпения и выполнять рекомендации врача для облегчения состояния крохи.
  • Ощущение дискомфорта. Слишком тесная одежда, раздражение от швов на распашонке, мокрый или грязный подгузник – эти и прочие причины причиняют неудобство ребенку и нарушают его сон.
  • Режущиеся зубки. Зуд и боль в деснах во время прорезывания зубов очень часто приводят к нарушению сна. Кроме того, в этот период может повышаться температура тела, возникать нарушения пищеварения, что также ухудшает самочувствие ребенка.
  • Переутомление. Слишком длительное и активное бодрствование может настолько утомить малыша, что он будет не в состоянии полноценно расслабиться и крепко уснуть.
  • Нарушение режима дня. Регулярность должна соблюдаться во всем, в том числе во времени, когда вы укладываете ребенка спать. В этом случае формируется привычка засыпать в определенные часы. Если же режим дня нарушен, ребенка становится сложно уложить спать, а его сон может быть чутким и беспокойным.
  • Изменение температуры в комнате. У маленьких детей терморегуляция развита недостаточно хорошо, поэтому тело еще не может правильно реагировать на изменения в окружающей среде. Чрезмерно теплый или прохладный воздух может отразиться на состоянии малыша и качестве его сна.
  • Ребенок голодный. Просыпается 3—5 раз за ночь, чтобы поесть.
  • Чувство страха у ребенка , которое связано с тем, что малыш воспринимает мир отлично от нас взрослых и для его спокойствия требуется постоянное присутствие мамы, как это было до его рождения, и нахождения у груди, чтобы поесть и успокоиться.
  • Резкие движения ручками и ножками во сне. Это случается часто, особенно в первые месяцы жизни ребенка, из-за не координированности движений. Чтобы помочь выспаться малышу, его лучше пеленать на время дневного и ночного сна.

Специалисты подтверждают, что наиболее частая причина проблем со сном у младенцев лежит в нарушениях со стороны желудочно-кишечного тракта (младенческие колики). «Синдром кишечной колики (от греч. «коликос» – боль в толстой кишке) – приступообразные боли в животе, возникающие за счет дискоординации двигательной функции кишечника и повышенного газообразования в нем. Ее симптомы проявляются как громкий крик, прижатые к животу ножки, напряженный и несколько вздутый живот. Ребенку должно стать легче после дефекации, но родители должны понимать, что колика часто начинается внезапно. Это естественно, но неприятно и для самого ребенка, и для окружающих его взрослых.

Как важен режим дня для здоровья детей 6--7 лет

Еловенко Олеся Александровна
Образовательная деятельность с детьми 5–6 лет «Режим дня соблюдаем — здоровье укрепляем»

Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет

« Режим дня соблюдаем- здоровье укрепляем »

Цель: Формировать представления детей о режиме дня и необходимости соблюдать его для сохранения и укрепления здоровья .

Задачи

- Дать детям представления о режиме дня и пользе его соблюдения для организма человека.

- Закрепить знания детей о частях суток, полезных и вредных продуктов питания.

Публикация «Образовательная деятельность с детьми 5–6 лет „Режим дня соблюдаем — здоровье укрепляем“» размещена в разделах

  • ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Режим дня. Конспекты занятий
  • Старшая группа
  • Темочки

- Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы.

- Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью .

Давайте поздороваемся с гостями ?

Давайте с солнышком поздороваемся !

Доброе утро, солнце!

Мы тебе рады.

Друг другу улыбнёмся

И за руки возьмёмся.

Учится будем дружно

Всегда стараться нужно.

Игра с мячом

Ребята, я вам буду бросать мяч задавать вопрос, а вы мне отвечайте.

-Какой сегодня день недели?

-А вчера какой был день недели?

-А завтра какой будет день недели?

-А месяц?

-А время года?

-А какое время года будет, после весны?

Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Они ходят, но не спят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать

Когда можно погулять… (часы)

-А какие бывают часы (настенные, наручные, будильник, электронные)

-Для чего нам нужны часы? (чтобы знать время и что делать в данный момент)

Ребята а у нас есть такие волшебные часики, которые хотят нам что- то рассказать?

-Ребята, а кто скажет что такое режим дня ?

( Режим дня- это когда день распределён на какие- то моменты. (например мы в оно и то же время завтракаем- утром, Обедаем –днем, ужинаем-вечером, гуляем в одно и тоже время.)

-Для чего нужен режим дня ? (Чтобы наш организм себя чувствовал лучше и бодрее, режим нужен для нашего здоровья )

- Ребята с помощью часиков мы узнаем какой у нас в садике режим дня ?

-Какое у нас сейчас время суток? УТРО- СЛАЙД

Посмотрите картинку какое красивое утро.

Какие виды спорта подходят для детей этого возраста

Возраст, кому подойдет, плюсы и минусы

    В прошлый раз мы говорили о проблеме выбора спортивной секции для ребенка. Сегодня остановимся подробнее на разных видах спорта — с какого возраста ими занимаются дети, каковы плюсы и минусы этой спортивной дисциплины.

    Здоровье детей 6--7 лет: как поддерживать их физическое и психическое благополучие 04

    Командные виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др.)

    Возраст: с 5-6 лет.

    Плюсы:

    • способствуют развитию выносливости, быстроты, хорошей реакции;
    • укрепляют зрительный и опорно-двигательный аппараты, улучшают работу легких и сердца;
    • позволяют выплескивать эмоции и агрессию;
    • учат работе в команде и мирному решению конфликтов в коллективе;
    • недорогое снаряжение (кроме хоккея).

    Минусы: относительно высокий уровень травматизма.

    Кому подойдут: подвижным, разговорчивым, коммуникабельным детям-холерикам без ярко выраженного стремления к индивидуальному превосходству, любящим командные игры.

    Противопоказания: неустойчивость шейных позвонков; плоскостопие ; язвенная болезнь; астма.

    Достойный пример. Знаменитые футболисты Андрей Аршавин и Игорь Акинфеев поступили в секцию футбола в 7 лет (оба полюбили этот вид спорта с более раннего возраста). Хоккеист Павел Буре попал в детскую команду по хоккею в 6-летнем возрасте. В дальнейшем эти спортсмены перешли в профессиональный спорт и добились в нем значительных успехов.

    Боевые искусства (карате, айкидо, бокс, тхэквондо, самбо, дзюдо и др.)

    Возраст: с 5-6 лет.

    Плюсы:

    • способствуют развитию выносливости, точности движений, гибкости, хорошей реакции;
    • вырабатывают навыки самозащиты, необходимые любому мужчине;
    • позволяют выплескивать эмоции и агрессию;
    • учат — как ни парадоксально, но это относится к большинству восточных единоборств — мирному решению конфликтов и самоконтролю;
    • оказывают оздоровительное действие на организм;
    • относительно недорогое снаряжение.

    Минусы: вероятность травмы.

    Кому подойдут: практически любому ребенку — как мальчику, так и девочке — с любым характером, т.к. на этих занятиях каждый ребенок находит что-то свое. Впрочем, с большой вероятностью боевые искусства подойдут ребенку-индивидуалисту, ведь во время них "каждый сам за себя".

    Противопоказания:

    • любые обострившиеся болезни;
    • хронические заболевания позвоночника;
    • хронические заболевания сердечно-сосудистой системы.

    Достойный пример. Известный актер, а также чемпион Европы по карате Жан-Клод Ван-Дамм пришел в секцию карате в 11 лет из балетного кружка, в котором занимался с 5 лет и который оказался очень полезным для дальнейшего прогресса в боевых искусствах. А хорошее владение карате и кикбоксингом предоставило Ван-Дамму возможность занять свою нишу в рядах героев голливудских боевиков.

    Гимнастика (спортивная или художественная), спортивные танцы

    Возраст: с 3-4 лет.

    Плюсы:

    • способствуют развитию грациозности, гибкости, выносливости и точности движений;
    • формируют стройную, подтянутую фигуру и правильную осанку ;
    • позволяют проявить творческий потенциал;
    • относительно недорогое снаряжение.

    Минусы: вероятность травмы (при занятиях танцами она гораздо меньше).

    Кому подойдут: практически любому ребенку — как мальчику, так и девочке — с любым характером и темпераментом, но желательно — артистичному.

    Противопоказания: близорукость; сколиоз; некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы.

    Достойный пример. Чемпионку мира и многократную чемпионку Европы по гимнастике Алину Кабаеву родители привели в гимнастическую секцию в возрасте 3,5 лет.

    Плавание

    Возраст: с 3-4 лет.

    Плюсы:

    • способствуют укреплению костно-мышечной системы, улучшению кровообращения;
    • улучшают работу нервной системы;
    • оказывают закаливающее воздействие;
    • недорогое снаряжение;
    • очень полезны при близорукости, сахарном диабете, сколиозе , ожирении.

    Минусы: практически нет, если не считать возможную реакцию на качество воды в плавательном бассейне.

    Кому подойдут: любому ребенку, который любит возиться с водой (а таких большинство); а также тем, кому по психологическим причинам или противопоказаниям, связанным со здоровьем, нельзя заниматься другими видами спорта.

    Противопоказания: некоторые болезни глаз; склонность к частым отитам; кожные заболевания.

    Достойный пример. Многократный олимпийский призер Александр Попов пришел в секцию плаванию еще в школе, и хотя первые результаты были неважными, полюбил этот вид спорта и не отказывался тренироваться дальше. Жизнь показывает, что не напрасно.

    Легкая атлетика (бег, спортивная ходьба, метание копья, прыжки в длину и в высоту и др.)

    Возраст: с 5-6 лет.

Как обучить ребенка гигиеническим навыкам для поддержания здоровья

  • КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
  • Темочки

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам , но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых . В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек мы читаем стишок:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка) ;

познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая) ;

учить сервировать стол к чаю;

привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей ).

Обращать внимание на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья , о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений . Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре , труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр”, "Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Как влияет психическое благополучие на общее состояние здоровья детей 6--7 лет

При оценивании состояния психологического здоровья наиболее востребован адаптационный подход. С этой точки зрения здоровым признается индивид, обладающий навыками успешной адаптации и не испытывающий трудностей в части налаживания контактов с окружающими людьми. В рамках данного подхода психологическое здоровье ассоциируется с динамическим равновесием двух сторон: человека и среды. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Исходя из этого были выделены три уровня психологического здоровья:

  1. высший (креативный), для которого характерны устойчивая адаптация, активное творческое отношение к действительности и наличие резервных сил, расходуемых в стрессовых ситуациях;
  2. средний (адаптивный), предполагающий адаптацию к социуму в целом при наличии повышенной тревожности и единичных признаков дезадаптации;
  3. дезадаптивный, отличительная особенность которого нашла отражение в нарушении баланса «ребенок-общество» за счет присутствия сбоев в регулятивных процессах.

Дети, чье психологическое здоровье пребывает на высшем (креативном) уровне, не испытывают нужды в оказании психологической помощи. Работа с ними может быть ограничена развивающими направлениями.

С относительно «благополучными» дошкольниками, составляющими вторую группу, целесообразно систематически проводить групповые занятия, ориентированные на профилактику, развитие и укрепление психологического здоровья.

Отнесенные к третьей категории дети испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход. Этим учащимся присущи два типа поведения:

  • Преобладание процессов аккомодации приводит к развитию приспособленческих черт. Таким дошкольникам свойственно ущемление собственных интересов и потребностей. Они ориентированы на удовлетворение требований внешнего мира. Прилежность и старания в учебном процессе, спокойное поведение — характерные черты склонных к молчанию малышей. «Удобные» практически во всех отношениях дети не только не доставляют проблем родителям, но и являются объектом их гордости.
  • Аффективная капризность, обилие конфликтов со сверстниками и эпатажное поведение — наглядные признаки дезадаптации детей, для которых характерно преобладание процессов ассимиляции. Этих дошкольников обуревает желание изменения действительности. В то же время они не способны на изменение самих себя, предполагающее соответствие интересам окружающих и подчинение поступающим извне требованиям.

Какие рекомендации по профилактике различных заболеваний должны соблюдаться для детей данного возраста

Универсального средства защиты детей от гриппа, к сожалению, не существует. Вирусы гриппа каждый год мутируют и создают новые типы, к которым человеческий организм восприимчив на протяжении всей жизни. У здоровых людей заболевание протекает без осложнений, а люди с ослабленным иммунитетом, и дети имеют высокий риск развития серьёзных осложнений. Очень важно минимизировать этот риск и не допустить развития болезни путём профилактики заражения.

  1. Промывайте нос раствором с морской солью.

Проверенный способ профилактики гриппа у детей, который уменьшает концентрацию болезнетворных микроорганизмов в носовых ходах. Ежедневно закапывайте в нос малышу солевой раствор.

Безопасное и эффективное средство — проверенный препарат Сиалор Аква . Это стерильный изотонический раствор морской воды, упакованный в удобные контейнеры. Промывайте нос малышу препаратом «Сиалор Аква» до и после прогулок и посещения общественных мест так вы защитите его от вирусов.

  1. Исключите контакты ребёнка с заражёнными людьми в период эпидемии гриппа.

Больной человек — это основной источник заражения вирусом. Опасные для малыша контакты чаще всего происходят в местах, где находится много людей: детском саду, школе, магазинах, транспорте. Посещение дошкольных и общеобразовательных учреждений отменить невозможно, но от развлекательных мероприятий в людных местах с ребёнком лучше вовсе отказаться, как и ограничить проезд на общественном транспорте.

В период повышенной заболеваемости гриппом отложите профилактический осмотр младенца у педиатра. В случае, если посещение — вынужденная необходимость, то вести малыша необходимо обоим родителям: например, папа занимает очередь и ожидает её, мама в это время гуляет с ребёнком на улице. Так вы минимизируете контакты с заражёнными людьми.

  1. Пользуйтесь одноразовыми медицинскими масками — барьерным средством защиты на пути распространения гриппа.

При их использовании необходимо учитывать следующие моменты:

  • маску нужно тщательно закрепить, плотно закрыть ею рот и нос, не оставляя зазоров;
  • менять это средство защиты нужно по мере увлажнения, но не реже одного раза в два часа, иначе маска теряет свою защитную функцию и становится местом размножения болезнетворных микроорганизмов;
  • маска предназначена для ношения в местах массового скопления людей, применение её на улице нецелесообразно.
  1. Проветривайте и увлажняйте воздух в детской комнате.

Не секрет, что вирусы хорошо сохраняют свою жизнеспособность в условиях тёплого, неподвижного воздуха. Сухой воздух — главный союзник гриппа! Регулярное проветривание (до 6 раз в день по 10-15 минут) и проведение влажной уборки с добавлением в воду хлорсодержащих препаратов помогает снизить риск заражения.

Также обратите внимание, что в период вирусных заболеваний желательно убирать из детской мягкие игрушки и ковры, так как они являются активными пылесборниками.

  1. Следите за гигиеной малыша.

Важно мыть руки с мылом после возращения с улицы, потому что инфекцию очень легко занести в организм, например, потерев глаз или облизав палец. Используйте влажные гигиенические салфетки, если отсутствует возможность помыть руки.

В случае болезни одного из членов семьи, у него должны быть отдельные предметы личной гигиены, посуда, полотенца и постельное бельё. Ограничьте, а лучше исключите контакт ребёнка с больным до выздоровления.

  1. Противовирусные препараты.

Данные медикаменты, обладающие направленным действием на вирусы, также относятся к эффективным профилактическим мерам. Однако помните, что определённый препарат воздействует на конкретный вид вируса, поэтому назначать и определять дозировку должен педиатр, учитывая возраст малыша, проявление аллергических реакций, наличие возможных противопоказаний и ограничений. Только квалифицированный врач определяет, что лучше принимать ребёнку для профилактики гриппа.

Обратите внимание, что при лечении гриппа не назначают антибиотики! Врач может прописать эти препараты только в случае возникновения осложнений — присоединения бактериальной инфекции.

Самостоятельное назначение медикаментов малышу может оказаться неэффективным и даже опасным.