Основные методы и техники исследования в современной науке
- Основные методы и техники исследования в современной науке
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое методы и методика исследования
- Какие основные методы исследования используются в науке
- Какие отличия есть между методологией и методиками исследования
- Какие теоретические методы исследования используются в науке
- Какие эмпирические методы исследования используются в науке
- Как выбрать наиболее подходящий метод исследования для конкретной задачи
- Как проводить экспериментальное исследование
- Как проводить опрос или анкетирование
- Как проводить социологическое исследование
- Как проводить этнографическое исследование
Основные методы и техники исследования в современной науке
Добро пожаловать в раздел, который станет вашим вводным билетом в мир научных открытий и исследований! В этом разделе мы рассмотрим основные методы исследования, которые являются фундаментом для любого ученого и инноватора.
1.1. Научный метод: путеводная звезда исследователя
Научный метод — это не просто набор инструкций, а философия подхода к изучению мира вокруг нас. Он включает несколько ключевых этапов:
Формулирование гипотезы: Все исследование начинается с вопроса. Научные гипотезы — это предположения о том, какие результаты мы ожидаем получить и почему.
Сбор данных: После того как гипотеза сформулирована, необходимо собрать данные, которые позволят проверить ее правильность или неправильность. Сюда входит как первичный сбор данных (например, эксперименты, наблюдения), так и вторичный (анализ уже существующих данных).
Анализ результатов: После сбора данных наступает этап их анализа. Исследователь анализирует собранные факты, проводит статистическую обработку данных и извлекает из них заключения.
Формулирование выводов: На основе анализа результатов исследователь делает выводы, которые подтверждают или опровергают исходную гипотезу. Это самая важная часть научного метода, которая ведет к расширению наших знаний и понимания.
1.2. Методы обзора литературы: основы построения знаний
Методы обзора литературы являются неотъемлемой частью любого научного исследования. Это процесс систематического сбора, оценки и анализа уже существующих исследований и публикаций по теме.
Цель исследования литературы: Основная цель этого метода — выявить, что уже известно в данной области, и какие знания уже существуют. Это позволяет избежать дублирования работ и определить актуальные проблемы для дальнейшего исследования.
Типы обзора литературы: Существует несколько типов обзоров литературы, включая систематические обзоры, мета-анализы и обзоры концептуальных работ. Каждый из них имеет свои особенности и цели.
Процесс проведения обзора: Исследователь должен провести поиск, оценку и анализ доступной литературы. Это включает определение критериев включения и исключения источников, а также критическое оценивание качества и достоверности информации.
Используя научный метод и методы обзора литературы, молодые ученые смогут не только изучить существующие знания, но и внести свой вклад в развитие науки и инноваций. Далее мы рассмотрим, как эти методы применяются на практике и в различных дисциплинах.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое методы и методика исследования
Методы и методика исследования - это системный и структурированный подход к изучению и анализу проблемы или вопроса. Методы - это конкретные техники и процедуры, которые используются для сбора и обработки информации, в то время как методика - это общие принципы и подходы, которые руководствуют исследователем в процессе исследования.
Вопрос 2: Какие основные методы исследования существуют
Существует несколько основных методов исследования, включая описательные, экспериментальные, корреляционные, сравнительные и качественные методы. Описательные методы используются для описания и документирования явлений, экспериментальные методы - для проверки гипотез, корреляционные методы - для изучения связей между переменными, сравнительные методы - для сравнения различных явлений, а качественные методы - для глубокого понимания особенностей изучаемого явления.
Вопрос 3: Какие основные методы сбора данных используются в исследовании
Основные методы сбора данных включают в себя опросы, интервью, наблюдение, эксперименты, анализ документов и архивов. Опросы и интервью используются для сбора информации от респондентов, наблюдение - для изучения явлений в естественной среде, эксперименты - для проверки гипотез, анализ документов и архивов - для изучения исторических и современных явлений.
Вопрос 4: Какие основные методы анализа данных используются в исследовании
Основные методы анализа данных включают в себя статистический анализ, контент-анализ, сегментация, факторный анализ, кластерный анализ и многомерный анализ. Статистический анализ используется для описания и интерпретации данных, контент-анализ - для изучения содержания текстов, сегментация - для разделения группы на подгруппы, факторный анализ - для выявления основных факторов, кластерный анализ - для группировки объектов по сходству, а многомерный анализ - для изучения взаимосвязей между переменными.
Вопрос 5: Какие основные принципы методологии исследования
Основные принципы методологии исследования включают в себя системный подход, объективность, верификабельность, репрезентативность, достоверность и объективность. Системный подход предполагает использование комплексного подхода к изучению проблемы, объективность - отсутствие предвзятости и предрассудков, верификабельность - возможность проверки результатов исследования, репрезентативность - отражение реальности, достоверность - точность и точность результатов, объективность - отсутствие субъективности и предвзятости.
Вопрос 6: Какие основные этапы методологии исследования
Что такое методы и методика исследования
Есть ли взаимосвязи у методологии и методики? Рассмотрим, что из себя представляет методология и методика социологического исследования .
Определение 4
Методология социологического исследования – это методы, использующиеся при проведении различных социологических исследований или опросов.
Методология исследования направлена на изучение выборки отдельных единиц населения, связанные с ними методы сбора информации. Методология социологического исследования состоит из процедур и инструментов, ставящие вопросы, на которые можно получить ответ или которые могут остаться без ответа.
Социологическая методология как область социологического знания сформировалась в XX веке, а направления в ней появились только ближе к середине века, они отличались по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходам, которые в таких исследованиях применяли, по методам, которые стали предметом самой социологической методологии.
Адаптация самых общих положений и принципов, которые представляют собой основу социологии к особенностям изучаемых процессов или явлений, нашла свое отражение в методике социологических исследований.
Определение 5
Методика социологического исследования – это совокупность операций, процедур формирования социальных фактов , их обработка и анализ.
Методика исследований представляет собой совокупность приемов, навыков и умений, направленных на организацию и проведение исследования, к примеру, составление анкет.
Методологический раздел программы социологического исследования содержит следующие элементы – проблемная ситуация, объект, предмет, цели задачи исследования, интерпретацию основных понятий, выдвигается гипотеза, Определение выборочной совокупности, которая обследуется, генеральная совокупность и выборка.
Методика и методология – это два взаимодействующих атрибута науки. При этом методология определяет содержание и характер методики, а не наоборот. «Методика по сути является служанкой методологии». Методология исследования определяет выбор конкретных методов и далее – методик. Под исследовательской методикой понимают конкретизацию определенного метода для решения частных, локальных задач; методика – это «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь».
Какие основные методы исследования используются в науке
Под методами исследования понимаются систематические подходы и приемы, используемые исследователями для сбора, анализа и интерпретации данных с целью ответа на вопросы исследования или проверки гипотез. Эти методы представляют собой структурированную основу для проведения научных исследований и необходимы для обеспечения надежности, валидности и воспроизводимости результатов исследований.
Методы исследования включают в себя широкий спектр стратегий, процедур и инструментов, которые варьируются в зависимости от характера исследования, поставленного вопроса, а также дисциплины или области исследования. В целом их можно разделить на качественные и количественные методы, каждый из которых предлагает свои подходы к сбору и анализу данных.
Качественные методы исследования направлены на изучение и понимание субъективного опыта, смыслов и социальных явлений. При этом часто используются такие методы, как интервью, фокус-группы, наблюдения и контент-анализ. Качественные методы позволяют глубже понять все сложности и нюансы человеческого поведения, отношения и социального взаимодействия.
Количественные методы исследования, напротив, предполагают измерение и анализ числовых данных. Эти методы направлены на установление статистических зависимостей, обобщение полученных результатов на большую совокупность и проверку гипотез. Количественные методы обычно включают в себя опросы, эксперименты, статистический анализ и моделирование данных, опираясь на объективные измерения и статистические методы для получения выводов.
Помимо качественных и количественных методов, существуют и другие методы исследования, такие как описательные исследования, экспериментальные исследования, исследования методом наблюдения, опросные исследования, исследования методом кейс-стади и практические исследования . Каждый метод имеет свои сильные стороны, ограничения и специфику применения, отвечающие различным целям и условиям исследования.
Какие отличия есть между методологией и методиками исследования
Научный аппарат студенческой или научной работы представляет собой систему ограничений, четко очерчивающих суть и действия автора, нацелены на раскрытие темы и решение заявленной проблемы. Данная категория позволяет грамотно установить глубину и ширину исследовательской мысли, сформировать четкую логику и последовательность мыслей, получить обоснованные результаты и описать их в рамках конкретной работы: курсовая или дипломная работа , НИР, научная статья реферат или доклад и пр.
Без научного аппарата не обходится ни одно исследование!
Научный аппарат проекта представляет собой набор конкретных категорий, позволяющих предоставить краткую характеристику реализованных действий, нацеленных на изучение темы и определение мер по воздействию н проблему. Миссия данного «агрегата» — обосновать выбор темы и подчеркнуть специфические, значимые черты проделанной работы.
Составные элементы научного аппарата исследования
Научный аппарат студенческой или научной работы включает в себя характерный набор компонентов:
- Актуальность темы исследования, подчеркивающая реалистичность и действие проблемы в реалиях (в науке или на практике);
- Цель и задачи исследования, позволяющие определить: зачем и для чего автор изучает тему, стремится урегулировать сложные моменты и решить проблему посильными способами;
- Предмет и объект , устанавливающие четкие границы исследования в науке и практике;
- Методы исследования, подчеркивающие приемы, на основе которых автор исследовал и решал намеченные задачи, проблематику;
- Информационная база. Данный элемент научного аппарата подчеркивает качество первоисточников, умение автора подбирать и использовать литературу и пр.;
- Гипотеза, подчеркивающая потенциальное решение, подвергаемое проверке. Также в данном компоненте проявляется авторская позиция в рамках исследуемого вопроса;
- Новизна и ценность, проявляющиеся в новшествах, которые привнес автора при решении проблемы и эффективности, получаемой от реализации описанного им механизма, приема, метода и пр.
Разработка научного аппарата исследования – процесс индивидуальный и напрямую зависящий от автора: его подготовки и владения темой, навыков по работе с информационными источниками, фокуса и ракурса исследования , глубины и ширины и пр. Поэтому проработка данного момента при выполнении студенческих и научных работ учитывает массу факторов:
- специфику темы и ее формулировку,
- предмет или направление, в рамках которого предусмотрено выполнение изыскания;
- представления по теме и наличие пробелов в ранее представленных вариантах воздействия на проблему;
- требования к качеству исследования и проекту: объем, оригинальность и пр.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод. Научный аппарат студенческой или научной работы – неотъемлемый и обязательный компонент исследовательской мысли. Без него ни один проект не будет допущен до защиты или публикации. Он призван конкретизировать границы и масштабы изыскания, получить конкретные результаты и показать состоятельность и профессионализм автора.
Какие теоретические методы исследования используются в науке
Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.
Наблюдение
Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.
Сравнение
В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.
Измерение
Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.
Эксперимент
Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.
Абстрагирование
Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.
Какие эмпирические методы исследования используются в науке
Определение 1
Метод – это путь к цели, прием, способ познания, позволяющий исследовать какой-либо объект.
Под методом обычно понимают способ организации какой-либо деятельности. Ф Бэкон сравнивал метод со светильником, который путник держит в руках, чтобы освещать себе путь. Под методом ряд исследователей понимает конкретный способ движения субъекта познания к намеченной цели с помощью элементов деятельности, включая личностные.
Если рассматривать понятие «метод» в широком смысле, то он определяется как совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности.
Природа каждого метода двуединая, основанная на знании законов науки и неотделимая от исследовательской работы. Методы являются сознательно разработанными приемами. Свое начало они берут в философии Нового времени и делятся на две большие группы по уровню научного познания – эмпирические методы познания (сенсуализм) и теоретические методы познания (рационализм).
Рисунок 1. Методы научного познания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На эмпирическом уровне применяются такие общенаучные методы, как наблюдение, эксперимент, измерение.
На теоретическом уровне применяются методы идеализации, формализации.
Такой метод как моделирование применяется на теоретическом и эмпирическом уровне.
На эмпирическом уровне идет непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов и осуществляется накопление информации об объекте. Первичная систематизация полученных знаний на этом уровне происходит в виде таблиц, схем, графиков.
Что касается теоретического уровня научного познания, то исследования осуществляются на рациональной ступени познания. Этот уровень позволяет выявить наиболее глубокие и существенные стороны связей, а также закономерности изучаемых объектов и явлений.
Теоретический уровень познания имеет свои результаты в виде гипотез, теорий, законов. Оба уровня познания между собой взаимосвязаны, но эмпирический уровень является фундаментом теоретического уровня научного познания.
Как выбрать наиболее подходящий метод исследования для конкретной задачи
Не имея определенного навыка в проведении исследований, когда вы стоите в начале научного пути, может возникнуть затруднение с пониманием того, что же такое метод исследования.
К тому же кроме «метода» существуют такие термины как «методика» и «методология», которые, зачастую, еще больше способствуют путанице из-за возможности случайной подмены одного понятия другим.
Методика – является вашим помощником на всем протяжении исследования. Она служит как бы готовой схемой, следуя которой шаг за шагом реализуется научная работа. Методика представляет из себя совокупность действий, некий алгоритм или набор определенных шагов, направленных на решение конкретных задач того или иного этапа или стадии исследования.
Метод представляет собой более широкое понятие по отношению к методике. Методы исследования, по сути, являются способами достижения цели в научной работе. Ход выполнения научно-исследовательской работы зависит от изучаемого объекта и предмета, от средств и способов, которые были выбраны для ее реализации. Все это в сумме и составляет сущность метода.
Наука, которая изучает исследовательские методы, их свойства и назначение – называется «Методология». Это узкое понятие. Более широкий смысл этого термина, заключается в следующем:
Методология (от греч. – учение о способах; от др.-греч. «метод» – «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. «логос» – мысль, причина) учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Иными словами, это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Википедия).
Методология включает в себя: характеристику исследования (его основные особенности и принципы, подходы в его проведении); отражает логическую структуру научного проекта (объекты, предметы, цели, задачи, методы, результаты, выводы); показывает планируемую схему исследования (этапы, стадии, разделы и т.п.). То есть методология значительно более широкое понятие, чем метод и методика, и включает в себя оба этих понятия.
Например, определенная программа, выбранная вами для обработки данных будет являться одним из методов исследования, так как вы проводите расчеты при помощи данной программы. А вот набор параметров, подходящих именно под ваши цели, которые вы будете использовать в этой программе – будет являться методикой (в данном примере это может быть «методика обработки данных»).
Проведение отдельно взятой исследовательской работы может включать в себя несколько методов одновременно, которые будут применяться для разных задач на разных этапах по-отдельности или совместно.
Научный метод
Научный метод представляет из себя определенный набор техник, которые позволяют применять различные приемы для выполнения научно-исследовательской работы. Например, они могут быть применимы для выполнения сбора актуальных данных, проведения экспериментов, обработки данных и полученных результатов и так далее. Научный метод применяется учеными и исследователями с целью подтверждения или опровержения существовавших гипотез и теорий, получения предварительных или окончательных выводов, их обсуждения, изменения или улучшения характеристик изучаемых предметов и прочее.
Хороший научный метод обладает тремя основными свойствами:
- Должен быть легко воспроизводим: то есть применим для других исследователей, работающих в одной области научных исследований. Использование такого метода позволяет с его помощью провести аналогичное исследование и получить подобные или очень близкие по смыслу и сути результаты любым отдельно взятым ученым.
- Должен обладать исключительной точностью: все термины и понятия, используемые в описании метода, должны быть достоверны, выражены точно и описаны предельно понятно, чтобы исключить их двоякое понимание. При таких условиях метод может быть легко использован другими учеными без дополнительной проверки используемой терминологии.
- Должен быть проверяемым или опровержимым. Научным методом называется только тот метод, который основан на научных законах или теориях, и может быть легко проверен, доказан или опровергнут. Научные идеи или методы, которые не могут быть доказаны – не являются научными. Например, многие исследователи не признают теологию как науку, а ее методы – научными, так как никто не может доказать существование бога или иных доказательств его присутствия в нашей жизни.
Как проводить экспериментальное исследование
Экспериментальное исследование является в развитых дисциплинах обычно достаточно длительным процессом, в котором можно выделить несколько этапов.
Разработка программы эксперимента . Экспериментальное исследование должно выполняться только тогда, когда в этом есть необходимость, т.е. существует научная задача (или совокупность задач), решение которой может быть получено именно экспериментальным методом. Поэтому на начальном этапе исследователь должен осознать и четко сформулировать свою задачу. Как правило, это происходит в виде выдвижения рабочей гипотезы , после чего исследователь, ориентируясь на имеющиеся знания и материально-технические возможности, разрабатывает адекватную этой гипотезе программу эксперимента (экспериментов); в ходе экспериментов должны быть получены данные, подкрепляющие исходную гипотезу либо опровергающие ее.
Круг работ, принадлежащих к этой стадии, достаточно обширен. Исследователю необходимо продумать цель, смысл, структуру экспериментов, условия их проведения, подобрать адекватный объект исследования, учитывая и этическую сторону (в медико-биологических и гуманитарных науках), необходимые приборы и материалы. Особое значение имеет разработка адекватной методики . Методика исследования — это упорядоченная совокупность предписаний, необходимая и достаточная для достижения цели исследования. Итогом подготовительной деятельности экспериментатора должна явиться программа эксперимента , в которой указаны все компоненты, требующиеся для проведения экспериментального исследования, описаны объем экспериментальных работ, материально-техническое обеспечение, детально изложена методика, а также рассчитаны сроки выполнения. Важнейшим методологическим требованием к плану эксперимента является его реализуемость. Это означает, что количество задач не должно быть слишком большим; проект должен обладать прозрачной логической структурой, отличаться максимальной простотой, наглядностью, удобством в применении. На стадии разработки программы нет мелочей, все должно быть тщательно продумано и упорядочено.
Как проводить опрос или анкетирование
Понимание клиентов — это не просто аспект хорошего сервиса, это фундаментальная необходимость для любого бизнеса, стремящегося к росту и развитию. Опросы клиентов играют ключевую роль в этом процессе, предоставляя ценную обратную связь, которая может направлять стратегическое планирование и операционные улучшения.
Согласно исследованию, проведенному компанией Walker Information, к 2020 году качество клиентского опыта обогнало цену и продукт как ключевой бренд-дифференциатор. Это подчеркивает значимость понимания потребностей и ожиданий клиентов. Опросы предоставляют бизнесам прямой канал для сбора такой информации, позволяя им принимать обоснованные решения, направленные на удовлетворение и превышение ожиданий клиентов.
Важность обратной связи подтверждается и другими исследованиями. Например, исследование Harvard Business Review показало, что компании, которые тщательно изучают своих клиентов, могут увеличить свои доходы на 5-10%, снижая при этом расходы на 15-25%. Опросы клиентов являются одним из наиболее эффективных способов собрать эту информацию.
Дополнительно, сбор обратной связи через опросы позволяет узнавать о проблемах и недовольстве клиентов, что предоставляет шанс оперативно решить эти вопросы, тем самым предотвращая потерю клиентов и повышая их лояльность. Исследование Esteban Kolsky показало, что 91% недовольных клиентов больше не будут обращаться к услугам компании без жалобы, в то время как решение их проблемы увеличивает шансы повторной покупки до 70%.
Таким образом, опросы клиентов не только выявляют слабые места в продуктах и услугах, но и открывают возможности для инноваций, помогая компаниям оставаться конкурентоспособными и ориентированными на потребителя. В эпоху, где информация становится одним из самых ценных ресурсов, способность эффективно собирать и анализировать обратную связь клиентов может стать решающим фактором в успехе компании.
Как проводить социологическое исследование
Программа социологического исследования представляет собой общую концепцию всего исследования, обычно в ней очень подробно все расписано, и она включает следующие разделы:
- методологическую часть, в которой представлено обоснование проблемной ситуации, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, дана интерпретация основных понятий;
- методическая часть, в ней определена обследуемая совокупность, представлена характеристика методов исследования, разработка инструментария для исследования.
Любое исследование начинается с определения проблемы,между знаниями и потребностями людей в решении определенных задач. Проблема в социологическом исследовании – это существующая в реальности, в окружающей нас действительности противоречивая ситуация, которая имеет массовый характер и затрагивает интересы крупных социальных групп илив целом, природа которой, не до конца ясна.
После того, как сформирована проблема, необходимо определить объект и предмет исследования. Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. В качестве объекта могут выступать явления и процессы, которые являются факторами проблемной ситуации.
После определения объекта необходимо обязательно определить его основные стороны или свойства – это и будет предметом исследования. Один объект может заключать в себе несколько разных предметов.
После определения предмета и объекта важно поставить цели и задачи социологического исследования, а потом уже формулировать гипотезу.
Замечание 1
Гипотеза в социологии – это вероятностное предположение о причинах явления, возможных взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями.
Совместно с программой и планом предстоящего исследования, также идёт подготовка основных документов, расчет временных и материальных затрат, подготовительный этап является очень важным и требует высокого профессионализма от исследователя, также этот этап может потребовать много времени, даже больше чем само исследование, но от качественной программы напрямую зависит и успех самого исследования.
Как проводить этнографическое исследование
С совершенствованием современных технологий стало развиваться направление удаленных исследований с использованием смартфонов, видео и искусственного интеллекта. Принципы цифровой этнографии во многом схожи с принципами традиционных этнографических исследований. Однако есть несколько специфических для мобильной этнографии приложений и инструментов, о которых будет полезно узнать.
Инструменты для сбора данных — платформы Indeemo и QualSights позволяют проводить удаленные, неинвазивные исследования поведения людей и пользовательского опыта, что особенно удобно при участии различных географически разбросанных групп населения.
Инструменты анализа — обратим внимание на следующие платформы:
- ATLAS.ti предоставляет интуитивно понятные инструменты для сложного анализа данных. Благодаря своей гибкости и способности управлять огромными объемами данных оно хорошо подходит для крупных проектов и совместной работы.
- Maxqda позволяет кодировать и организовывать большие объемы данных для гибкого анализа, а также имеет встроенные функции совместной работы для команд. У Maxqda есть приложение для смартфонов и планшетов, что дает возможность импортировать заметки, видео и интервью прямо с места событий.
- QSR NVivo была разработана специально для анализа качественных и смешанных методов и является одной из самых распространенных платформ для качественного анализа. Платформа обеспечивает автоматическую транскрипцию, освобождая команду от рутинной работы, а также имеет инструменты для совместной работы.